«Если бы не вы — журналисты, нам не нужно было бы даже вести отдельную статистику по H1N1. Зачем нам тратиться на это. Каждое исследование стоит 1000 рублей, лучше потратить его на лекарства.
Но мы особо выделяем H1N1, только чтобы вам назвать цифры, и вы потом — охая и ахая — начали продолжать истерию в прессе. Для того чтобы вы потом могли написать», — высказался Геннадий Онищенко.
В ответ — реплика журналистки: «И заработать деньги»… «ВОЗ повела себя вначале, как коммерческий ларек. Тамифлю и больше ничего», — добавляет главный санитарный врач РФ.
Фармацевтические компании оказались в главном выигрыше — кривые продаж взвились вверх. Разработчики вакцин и тест-систем для определения штамма получили огромные ассигнования.
От этих денежных потоков журналистам перепало немного, лоббирование коммерческих интересов взяла на себя ВОЗ — ежедневно публикуемые данные заболеваемости шли нарасхват.
Любой грипп
Грипп любого штамма — смертельное опасное заболевание, потенциально летальное. В 19−м веке от гриппа лечились долго и не всегда успешно.
В мире каждый год погибает от гриппа от 250 до 500 тысяч человек. В 1918 году от «испанки» погибло 40−50 миллионов человек, в 1957 году — два миллиона смертей, в 1968 году — один миллион, по четвертой пандемии 1970 года ВОЗ данные не публиковала.
Эпидемия, начавшаяся в апреле 2009 года, — пятая. По гриппу H1N1 эпидемии не было. В мире в общей сложности заболело 500 человек.
В 2006 году опасным птичьим гриппом H5N1 заболело 500 человек. И каждый второй заболевший умирал вследствие дистресс-синдрома.
Птичий грипп действительно опасен сильной интоксикацией и летальным исходом. ВОЗ продолжает мониторировать ситуацию заболеваемости в мире: только в Египте в 2009 году птичьим гриппом заболели 87 человек, 27 из них умерли. У H1N1 смертность не выше, чем в среднем при гриппе.
В России
ОРВИ и гриппом заболевают 23−27 миллионов человек в год. Около 3 млн в эпидемиологические годы переболевают собственно гриппом.
Классика развития заболевания: с октября по декабрь — начало заболевания; дальше достигается эпидемиологический пик; через 8−9 недель от начала эпидемии формируется популяционный иммунитет.
На протяжении ряда последних лет рост заболеваемости начинался в январе. В 2009 году, как сказал Геннадий Онищенко, мы видим «возвращение на классическое распространение заболеваемости. Она началась уже в октябре».
Сейчас в России 1800 заболевших. Большая часть людей заразились, никуда не выезжая из страны, то есть началась циркуляция по территории России. Завозных случаев около 500.
Заболевание в России идет с Востока, из Китая. За счет завозного гриппа превышен эпидемиологический уровень в Южно-Сахалинске, Хабаровске и Чите.
В целом же по стране эпидемиологический порог не превышен. Только в 14 городах и семи из 85 субъектах отмечается высокий уровень эпидемиологической угрозы.
Чем лечиться
На вопрос — эффективны ли арбидол и ремантадин при лечении нового гриппа, или тратиться на препарат за 1800 рублей — Геннадий Онищенко сказал:
«Отечественные препараты эффективны. Та линейка, которая утверждена в стандарте лечения гриппа — она эффективна и для H1N1. Конечно, могут быть особенности в разных регионах.
Все-таки в стране две разновидности — один китайский штамм, другой — европейский. И поэтому степень эффективности может быть различной. А тамифлю, как оказалось, дает всего два дня эффективности».
Каникулы без праздников
В регионах, где превышен эпидемиологический порог, да и в Москве, закрываются на карантин школы. Из-за перерыва в учебе детей лишают заслуженных осенних каникул.
Онищенко так прокомментировал эти меры: «Конечно, если в регионе ситуация приближается к эпидемиологическому порогу, то введение внеочередных каникул может предотвратить его превышение.
Но закрыть школы — это не решение проблемы. Должны быть проведены сопутствующие эпидемиологические мероприятия. То есть, какая польза от того, что дети не ходят в школу, но собираются вместе на дискотеках, в барах.
Если объявлять каникулы, то одновременно и закрывать все места скопления детей. И обязательно нужно социальное патронирование, нужны подворовые обходы. Надо проверять неблагополучные семьи.
Возможная ситуация: родители пьют, ребенок заболел и сам, конечно, к врачу не пойдет. Так вот, надо выявлять такие случаи. А только лишь введение каникул без социального патронирования результатов не даст».