Так и должно было произойти: ведь джаз по природе своей интернационален и не терпит никаких границ.
О чем красноречиво говорят и творческие биографии участников нынешнего фестиваля.
Капелла Дикси
Начнется вечер с важнейшего, и не только в музыкальном мире, события — легендарная «Капелла Дикси» отметит свой тридцатилетний юбилей.
О том, какую роль в истории джаза сыграл этот выдающийся коллектив и его руководитель Лев Лебедев, рассказывает Алексей Колосов, джазовый музыкант, композитор, авторитетнейший теоретик и идейный вдохновитель фестиваля:
«Самый известный в России ансамбль в стиле диксиленд, собравший великолепных профессионалов, мастеров этого направления.
Недаром их первая виниловая пластинка, выпущенная на фирме «Мелодия», представлена в Музее джаза в Новом Орлеане.
Да и лидер их — Лев Лебедев — тоже когда-то работал в Америке. И его представления о том, как надо играть эту музыку, в немалой степени связаны с тем, как диксиленд играют там, где эта музыка зародилась».
В чествовании «Капеллы Дикси» будут принимать участие специальные гости, в том числе пианист Игорь Бриль.
«Он прежде никогда не играл с этой командой, — подчеркивает Алексей Колосов, — так что мы вправе ожидать от этого выступления неожиданностей».
Ларс Даниэльссон и Лешек Мозджер
Дуэт шведского контрабасиста Ларса Даниэльссона и польского
пианиста Лешека Мозджера — пример удачнейшего творческого совпадения двух ярких личностей.
На фестивале будет представлен блестящий результат их совместного творчества — альбом Pasadoble, пылкий, нежный и мастерский.
Музыкант, композитор, аранжировщик Даниэльссон — виртуозный контрабасист, играющим и с симфоническими оркестрами.
При этом его отличительной чертой остается характерный лиризм и поэзия. Московские меломаны хорошо знакомы с Ларсом Даниэльссоном по прошлогоднему фестивалю, когда он выступал вместе с потрясающей вокалисткой Сесиль Норби.
Пианист Лешек Мозджер — музыкант, названный европейскими джазовыми критиками «самым ярким открытием польского джаза последнего десятилетия».
Он получил прекрасное классическое образование, закончил музыкальную консерваторию в Гданьске.
Еще в студенческие годы пианист увлекся джазом. Услышав его игру, Збигнев Намысловский — легендарный польский саксофонист и композитор — пригласил его в свой квартет.
Несколько лет работы в квартете стали для музыканта второй, уже джазовой консерваторией.
«Причем маэстро Намысловский считал этот ансамбль лучшим за годы своей многолетней карьеры. И в немалой степени благодаря участию Лешека Мозждера», — подчеркивает Алексей Колосов.
Терье Рюпдаль Трио
Имя норвежского музыканта Терье Рюпдаля вписано золотыми буквами в историю джаза.
«Лучший гитарист планеты», сыгравший, наверное, во всех звездных составах, легендарная, разноплановая личность, смелый экспериментатор, авангардист. Музыкант, от которого всегда ожидают откровений.
Вот что рассказывают о нем организаторы Moscow Jazz Open: «Конечно же, как всегда интригует норвежский композитор, пианист Терье Рюпдаль — легендарная личность в истории европейского джаза последних трех десятилетий.
Один из тех, кто определил облик современного европейского джаза.
Рюпдаль начал заниматься гитарой в те времена, когда кумирами молодежи были звезды рока.
Не случайно в годы становления он увлекался искусством великого Джимми Хендрикса. Но затем этот музыкант вырос в совершенно самобытную личность.
Сферы его интересов выходят далеко за рамки джаза. Наряду с джазовыми композициями, он известен как автор симфонических и камерных сочинений.
Как гитарист он не похож ни на кого, моментально узнаваем. Его стиль отличает немногословность, прозрачность и певучесть.
И в его искусстве мы отчетливо видим музыкальное воплощение образов скандинавской природы».
Молодой европейский джаз
Tingvall trio — ансамбль под руководством шведского пианиста Мартина
Тингвала — представители «новой волны», молодого поколения европейского джаза.
С июня эти энергичные люди находятся в турне, представляя свой альбом под названием Vattensaga, что переводится как «Сага воды».
Музыка вполне соответствует освежающему названию. Этот легкий, тонкий вариант нордического джаза пришелся явно по вкусу европейской публике — все концерты трио идут с аншлагами.
Творчество российского композитора, гитариста Алексея Кравченко, тоже лежит в русле общеевропейских новых тенденций.
Его музыка, исполненная на акустической гитаре с примесью электроники, — не что иное, как сплав джаза, классики и элементов фольклора.
«Тромбон-шоу» Максима Пиганова
«Лучший тромбон Европы» Максим Пиганов и его феерическое «Тромбон-шоу», вне всякого сомнения, станет одним из самых ярких номеров программы.
О феномене этой команды Алексей Колосов рассуждает не только как теоретик джаза, но и как специальный гость программы:
«Как считает сам Максим Пиганов, а у него репутация самого яркого джазового тромбониста современной России, тромбон — инструмент вымирающий.