Первой удачей компании стала разработка и серийный выпуск коротковолновых приставок к радиоприемникам.
Акио Марита с самого начала старался строить стратегию развития компании на производстве самых современных, технологичных и востребованных товаров.
Силами инженеров мастерской проводились многочисленные исследования, а результаты и открытия с ходу внедряли в производство.
Акио Марита и Масару Ибука осознавали возможность выхода на мировой рынок и стремились к этому всеми силами. Предпринимая шаги к осуществлению своей мечты, компаньоны уделяли большое значение имиджу компании.
«Это не сон, это Sony» – этот слоган сегодня знает каждый, но через что пришлось пройти отцам-основателям теперешней корпорации, пока название не стало
аналогом высшего качества , нам и не снилось.
Всякая фирма – это в первую очередь люди, а «Sony» – это Масару Ибука и Акио Морита. Для начала сделаем короткий экскурс в начало 20 века, именно в то время, когда родились вышеупомянутые основатели знаменитой корпорации.
Дело было в 1908 году, в маленьком городишке неподалеку Токио родился Масару Ибука. Когда мальчику исполнилось два года, его папа, инженер электростанции, нечаянно потрогал высоковольтную шину и обуглился до смерти. Пришлось Ибуке дальше расти без родителей, потому как мама, недолго побиваясь, вышла замуж, и Масара окончательно осел на руках у бабушки-дедушки.
Трагическое приключение с папой не только не отбило охоту к инженерно-электрическому делу, а как раз наоборот, к тому же умный дедуля направил рвения внучка в нужное университетское русло, и получился из Ибуки без преувеличения «гений-изобретатель».
Акио Морита родился с опозданием от компаньона на 13 лет. Семейка его на протяжении 15 поколений бадяжила сакэ и очень надеялась, что новоиспеченный сыночек будет продолжать в том же духе. И все бы так и было, если б родители сгоряча не купили чаду электрический фонограф.
На этом карьера Акио-самогонщика закончилась, а страсть к электрическим разрядам началась. Собственно, не именно к разрядам, а во что их можно превратить – фонограф тому иллюстрация.
Фирма «Sony» родилась под несколько иным, трудночитаемым и громоздким названием «Тokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisha» (Токийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций) в 1946. Соавторы фирмы, Акио Морита и Масару Ибука, вложив в контору 500 баксов совокупного капитала, и засев на руководительских креслах, стали размышлять, чем бы это заняться.
Помещение трещало по швам от наполнявших ее идей – от производства пирожков до торговли шмотками, но отцы выбрали совершенно провальное (как тогда многим казалось) направление – электронику. Электроника оно конечно хорошо, но с 500 долларами высоко не взлетишь, и директора, а по совместительству и единственные сотрудники фирмы решительно берутся за производство самого что ни есть злободневного собственного изобретения – электрорисоварки.
Идея сама по себе хорошая и, наверное имела бы успех у населения, особенно если учесть национальную специфику, но сколько ребята не бились над своим творением, никак не получалось сварить действительно качественную кашу – смесь то пригорала, то не доваривалась.
Усовершенствование прибора довело рисоварку до состояния электропечки, но и та тоже не давала качественного продукта на выходе. Пока продолжались инженерные изыски и поиски, стартовый капитал сделал тю-тю и перед ребятами встал ребром болезненный вопрос прибыли.
Некуда деваться, хлопцы в порыве отчаяния обшивают спираль тканью и выпускают в народ следующее детище под названием «теплая подушка» – то, что мы знаем сегодня как банальную электрическую грелку.
Грелки толкали на черном рынке, и, несмотря на то, что те иногда сыпали искрами, а иногда имели свойство гореть синим пламенем, в принципе дела пошли вгору. Не фонтан конечно, но все же. К сожалению, фотографии этого чуда история не сохранила.
Изобретательство шло своим ходом. Ибука подумал себе, что Япония, жаждущая международной информации, оказалась в информационной блокаде посредством несовершенства радиоприемников. Вопрос национального масштаба был решен просто и красиво – приставкой к обычному приемнику.
Приставку, ясное дело, смастерили отцы-основатели, только вот незадача – расплачиваться рядовому японцу за доступ к международным волнам было нечем – война, инфляция, безработица, все такое. Но рис – он был. Денег не было, а рис был. Недолго думая, Ибука стал менять приставки на рис, а рис перепродавать. И рядовому японцу хорошо, и фирма при оборотах.
Поднявшись немножко на грелках и приставках, ребята получили первый жирный заказ – микшерский пульт для местной радиостанции. Там и приключилась роковая встреча Ибуки с магнитофоном. Увидев это чудо, Ибука воспылал страстным желанием сотворить чего-то похожего (а может и лучшего), поделился мыслями с напарником, и страстное желание стало одним на двоих.
На то время у них уже был некий штат работников, вовсю паяющих под зонтиками нехитрые приборчики. Зонтики я упомянул не случайно – крыша, понимаете ли, протекала на производственных мощностях.
С нормального помещения фирму выперли за перерасход электрики, которая по тем временам отпускалась строго по лимиту, а хлопцы любили сиживать с паяльниками в обеих руках сутки напролет – где ж тут в лимит вписаться. Вот и пришлось им разместится на развалинах – зато с энергией раздолье.
Значит, магнитофон. А магнитофон, как известно, начинается с пленки, а пленка – штука трудная в изготовлении, особенно в послевоенном Токио, а фирма «Тokyo Tsushin…», равно как ее создатели, любит всяческие трудности…
Как видим, все позитивные моменты сошлись воедино. Откопав где-то книгу об этом экзотическом предмете, отцы уяснили, что магнитофонная пленка – это пленка плюс порошок металла. Только как заставить их держатся вместе, оставалось под покровом мрака, но ребята умели видеть вокруг лежащие предметы под весьма оригинальным углом зрения и в угол этот попал… ну да, опять рис.
Чистокровный японец даже пленку сделает с рисовым вкусом – отвар наносился на пленку и посыпался оксидом железа. Результат был громким, но нечего не значащим – шум, треск и все тут. На следующем витке эволюции инженерной мысли технологию подняли на качественно новый уровень – в сковородку с оксидом плеснули лаку и кисточкой размазали по пленке. Получилось лучше, чем с рисом, но результат звучания не воодушевлял.
Короче, долго и мучительно рождалась пленка, а за ней и весь магнитофон, но все плохое когда-то кончается и начинается… еще хуже. Мало смастерить прибор – его нужно еще и продать, а чтоб продать, он должен быть кому-то нужен!
А кому сдался 35-килограмовый ящик стоимостью в 20 средних зарплат? Как не странно, покупатель нашелся с неожиданной стороны – Верховный суд Японии ощущал острую нехватку стенографисток и решил автоматизировать процесс. На том и сошлись.
Следующие ремейки магнитофонов фирма «Totsuko» делала и продавала все легче. В фокус внимания попали школы, под удар предпринимателей – Министерство образования, в результате Министерству пришлось раскошелится, а школам – получить новенькие красивенькие аппараты.
График прибыли пополз по вертикали вверх и фирма стала почковаться – на 1951 год нарисовались уже дочерние предприятия. Переломным фактом в биографии ф-мы «Сони» стала покупка патента на транзистор.
Фирма «Western Electric» понятия не имела, в какой угол закинуть свое изобретение, потому как применения ему не находилось вообще нигде и ни в чем, а тут подвернулись простаки с Токио (наши отцы то есть), к ним транзистор и улетел за 25 тисяч зеленых. Но то, что в Америке припадало пылью, в руках у настоящих мастеров дало золотые всходы.
«Totsuko» делает акцент на «карманности» их транзисторных приемников. Первый, правда, получился более похож на пухлую барсетку, но очень скоро размеры стали меньшими, хотя так и не дотягивали до кармана. Отцы думали не долго – если приемник не помещается в карман, значит… нужно его увеличить! И действительно, в нагрудный карман специально сшитой рубашки новые приемники превосходно входили и оттуда выходили!
И вот мы вплотную подошли к тому моменту, когда громоздкое, как первый магнитофон название стало коротким, красивым и таким нам всем привычным. Дело было в Америке, куда Морита ездил на людей посмотреть да себя показать.
Его американцы воспринимали нормально, но вот к японскому языку показали полную неспособность – выговорить «Тokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisha» удавалось лишь единичным экземплярам да и то после продолжительной тренировки.
Да что там, даже сокращение до «Totsuko» оказалось им не по зубам, то бишь по языку. Чтоб не пропасть на международном рынке, в январе 1958 года Ибука и Морита переформатируют трудночитаемое названье в «Sony».
SONY — одна из первых японских корпораций, осуществивших прорыв на мировой рынок. Инновационные проекты, задуманные Акио Маритой, часто вызывали недоверие даже среди сотрудников компании, противоречили маркетинговым исследованиям рынка.
Но талантливый менеджер целиком взял на себя труд по продвижению продукции, созданию мирового имиджа компании. Акио не верил отрицательным результатам исследований, убеждал коллег в перспективности инновационных разработок. Он считал, что предложение рождает спрос, и корпорация SONY должна стать создателем самых уникальных и неповторимых предложений.
Настаивая на реализации самых последних идей, Акио Марита в итоге добивался ошеломляющих результатов. Удивительными выглядят истории первого настольного калькулятора, созданного SONY в 1964 году, системы цветного телевидения «Тринитрон» (1968), бытовой видеокамеры (1980).
При создании всемирно известного аудиоплеера Walkman в 1979 году, он один во всей компании верил в успешность проекта и требовал его осуществления. В итоге было продано более 100 миллионов аудиоплееров. Это стало потрясающим примером продвижения новых, неизвестных потребителям товаров. История SONY — это история гениальных изобретений, рискованных маркетинговых решений и грандиозного успеха.
Секреты успеха корпорации SONY
Система менеджмента — основа успеха
Ставшая к семидесятым годам крупнейшей мировой компанией по производству аудио- и видеотехники, SONY имела громадный штат сотрудников. Управление такой организацией — нелегкое дело. Чтобы обеспечить плодотворную работу многотысячного коллектива, необходима четкая, организованная система менеджмента, регулирующая взаимодействие между разными отделами.
Управляющие компанией разделили всю структуру на три условные группы — бизнес-группа, проектная группа и база научных знаний. Выполняя разные функции, эти группы поддерживают друг друга, добиваются нужного результата.
Инновационная стратегия SONY
Нынешние руководители корпорации во многом продолжили курс Акио Марита. Финансируя масштабные научные исследования, руководители SONY создают фундамент для создания все новых и новых оригинальных товаров.
Компания поощряет изобретательскую деятельность своих инженеров, обращает внимание даже на не окупающиеся проекты. Такой подход позволяет не только использовать накопленный опыт, но и на несколько лет вперед обеспечивает компанию уникальными идеями, осуществление которых в данный момент невозможно.
Жесткая конкуренция на рынке бытовой техники и электронных развлекательных систем оправдывает инновационную стратегию SONY. Компания всегда находит, чем заинтересовать покупателей во всем мире. В конце XX столетия компания презентовала на рынке целый ряд инновационных разработок, ставшие мировой сенсацией — цифровую фотокамеру в 1997, телевизор с плоским экраном в 1998 году.
Уже несколько десятилетий SONY — самая известная японская корпорация. И на протяжении всего этого времени SONY остается мировым лидером по производству качественной, доступной, надежной аудио и видео техники. Like no other («Как никто другой») — девиз компании, и SONY еще не раз сможет удивить покупателей.