Российский миллиардер, променявший научную работу на инвестиции в социальные сети и прочие интернет-проекты, учредил самую крупную ежегодную премию в истории науки — млн каждому (для сравнения: прошлогодняя Нобелевская премия составила ,1 млн).
Юрий Мильнер, сколотивший состояние на вложениях в Facebook, Twitter, Zynga и Groupon, счёл нужным поощрить далёкие от «простого народа» области фундаментальной физики, имеющие дело с основными законами природы.
Не обладая любовью к долгим ящикам, г-н Мильнер, имеющий дома и в Кремниевой долине, и в Москве, огласил список первых лауреатов немедленно, не пожалев $27 млн.
Девятка счастливчиков теперь сформирует наградной комитет, который выберет обладателей премии будущего года. Делать это решено в первом квартале, чтобы не накладываться на Нобелевскую премию, лауреаты которой объявляются в октябре.
Дополнение к Нобелевской премии напрашивалось давно. Хотя шведский комитет не обходит вниманием фундаментальную науку, лауреатами обычно становятся люди на склоне лет, поскольку требуются десятилетия на доказательство правоты теоретических выкладок. Например, Питер Хиггс предсказал свой знаменитый бозон 48 лет назад. Сейчас учёному 83 года.
Г-н Мильнер подчёркивает, что его премия не конкурент «Нобелю», и указывает на целый ряд отличий.
Во-первых, она предназначена молодым теоретикам. Во-вторых, экспериментальная проверка не требуется. В-третьих, нет никаких ограничений на число лауреатов, тогда как Нобелевскую премию разрешается разделить не более чем между тремя специалистами.
В-четвёртых, выдвинуть претендента через Интернет может любой, и участники наградного комитета обсуждают кандидатуры открыто — в отличие от шведских коллег.
Помимо главного призового фонда учреждены ещё две награды: «Новые горизонты» — ежегодная премия перспективным молодым физикам и особая премия, которую можно вручать по случаю без специальной церемонии. Например, за экспериментальные результаты, которые сразу же были признаны научным сообществом как поворотные.
Кандидат наук, специалист по теоретической физике Юрий Мильнер, которому сейчас пятьдесят, оставил Московский государственный университет в 1985 году. Затем он получил MBA в Бизнес-школе Уортон Университета Пенсильвании (США).
Заслуги девяти первых лауреатов трудно объяснить широкой публике. Например, Максим Концевич из Института передовых научных исследований (Франция) награждён за вклад в развитие «гомологической зеркальной симметрии и изучение феномена зацеплений». А Алексей Китаев из Калифорнийского технологического института (США) получил премию за работы по использованию «топологических фаз волновой функции с анионами и непарными Майорановскими фермионами».
В Институт перспективных исследований Принстонского университета (США) — бывшее место работы Эйнштейна — отправились сразу четыре премии. Хуан Мальдакена, Натан Сейберг и Эдвард Уиттен награждены за вклад в теорию струн, а Нима Аркани-Хамед — за «оригинальный подход к нерешённым проблемам физики элементарных частиц».
Ашоке Сен из Исследовательского института Хариш-Чандра (Индия) отмечен за открытие яркого свидетельства сильной-слабой двойственности в некоторых теориях суперсимметрии струн.
Алан Гут из Массачусетского технологического института и Андрей Линде из Стэнфордского университета (оба — США) получили премии за работы над инфляционной моделью Вселенной, которые широко признаны космологами, но до сих пор не замечены Нобелевским комитетом.
Комментируя свою награду, г-н Гут отметил, что подобной премии очень не хватало. Например, Альберт Эйнштейн получил Нобелевку в 1921 году, когда был экспериментально подтверждён предсказанный им фотоэлектрический эффект, а его труды по теории относительности остались без внимания.
Публикация данной статьи возможна только при наличии ссылки на источник: http://science.compulenta.ru
|