6 сентября на экраны выходит хоррор-антология «З/Л/О». Российские прокатчики пожалели зрителей и недрогнувшей рукой вырезали из альманаха одну – предположительно удачную – новеллу.
«З/Л/О» (в оригинале фильм называется, видимо, мало кому сейчас понятной аббревиатурой «V/H/S») – очередная попытка паразитировать на устаревшем и весьма ограниченном в изобразительных средствах поджанре «found footage» («найденные пленки/видеозаписи»).
Однако группа молодых и небезнадежных деятелей инди-кино (икона так называемых «мамбл-кор» картин Джо Сванберг, подающий надежды режиссер Адам Вингард и новая звезда хорроров Ти Уэст) решили устроить маленькую постмодерн-революцию.
Их прорывная идея заключалась в том, что нужно было запечатлеть на пленку того, кто находит пресловутые «найденные пленки», сконструировать остроумную жанровую «матрешку».
Российские зрители, кстати, могут довести замысел создателей «З/Л/А» до логического завершения, скачав в сети «экранку» фильма – качество картинки уже ничего не может испортить.
Пару слов о сюжете: из чрезмерно хаотического вступления (бессмысленное насилие, треп, вандализм, домашнее эротическое видео) зрителю становится более-менее понятно, что кто-то поручил каким-то идиотам вломиться в чей-то дом и найти какую-то видеокассету.
Неизвестно, что на ней должно быть записано и как она вообще выглядит.
В ходе обыска дома они находят мертвого хозяина, сидящего рядом с включенными телевизорами, и преспокойно садятся рядом с ним, просматривая найденные кассеты.
На каждой из записей запечатлен сравнительно связный, насколько это возможно при съемках на VHS, рассказ о некоем таинственном и весьма зловещем событии. Например, в первой новелле (всего их 6, но в российском прокате альманах пройдет в щадящем режиме – минус 1) группа молодых отморозков снимает в баре странную девушку, которая, само собой, оказывается суккубом-каннибалом с педикюром 500-летней давности и склонностью к йоге.
Во второй – девушка возвращается к некоему озеру (грязной луже, если быть точнее) со своими друзьями, чтобы поймать Зло «на живца». Прямо посреди убийств она кричит в камеру: «Зря я сюда приехала!!! Если вы смотрите это видео, никогда не приезжайте сюда!!!» Ну и так далее. Понятно, почему умер владелец всех этих видеокассет. Не от старости, не от страха, а от банальной скуки.
Непонятно, по какой причине (видимо, вырезанная новелла все же чем-то цепляет) западные критики, по большей части, остались в восторге от «З/Л/А». Многие отмечают новаторство режиссеров, их нестандартный подход к заезженным клише «found footage». Например, одна из новелл (наиболее удачная и с неожиданным «твистом») и вовсе – видеотрансляция разговора по Skype.
Во время показов фильма в рамках авторитетного инди-фестиваля «Сандэнс» у входа в кинотеатр дежурила скорая помощь, а двум зрителям, как сообщает Daily Mail, пришлось оказать медицинскую помощь. (Причем после того как их откачали, парочка изъявляла желание досмотреть кино).
Хлипкий какой-то нынче зритель пошел: на самом деле в «З/Л/Е» нет ничего нового (в незаслуженно популярном «Паранормальном явлении» куда больше новаций), экстраординарного и пугающего. Разве что, как отметил один из западных рецензентов, «многовато сисек в низком разрешении». А это – отсутствие мурашек по коже, а не сиськи – для хоррора вообще-то катастрофа.
Если работы пионеров жанра – будь то «Ад каннибалов» Руджеро Деодато, пресловутая «Ведьма из Блэр» или испанский «Репортаж» – брали нахрапом (фильмы Деодато до сих пор рекомендуется смотреть на пустой желудок), шокировали своей наглостью (вокруг «Ведьмы» на пустом месте была выстроена весьма эффективная легенда, как бы назвали это в наше «вебдванольное» время, вирусная кампания), то «З/Л/О» не может похвастаться ничем, кроме как местами любопытной концепцией, набросанным на скорую руку сценарием, актерами уровня сельского дома культуры и отвратительным качеством изображения.
Хоррор-революция, о которой так долго мечтали создатели фильма, не состоялась. Субжанр скорее мертв, чем жив. А поклонникам «found footage» рекомендуем обратить внимание на канадских «Искателей могил» (2010) братьев Вишес и один из лучших фильмов 2012 года – фантастическую драму «Хроника».
Публикация данной статьи возможна только при наличии ссылки на источник: http://vz.ru
|