Мы всегда вам рады


Как фрилансеру работать с клиентом Печать E-mail
Автор Administrator   
 
Статья предназначена для фрилансеров, IT-специалистов, журналистов, дизайнеров, веб-мастеров,  копирайтеров работающих удаленно через Интернет.
 
 
Фрилансер и работа с клиентамиСегодня фрилансер — человек, работающий на бесконтрактной основе и не связанный с работодателем письменными обязательствами, а точнее — записями в трудовой книжке.

Нередко фрилансеров отождествляют с сотрудниками телевидения, занимающимися дистанционной работой, то есть получающими и выполняющими задания не в офисе. Телеработник может быть, а может и не быть фрилансером.

Часто фрилансерами называют свободных журналистов. Однако и другие специальности позволяют быть «вольным копьеносцем»: транслейтинг, фотодело, дизайн, в том числе и веб-дизайн, программинг... Большинству удается сочитать фриланс и дистанционную работу, когда работодатель находится даже не в другом районе и не в соседнем городе, а за сотни километров, иногда и на другом континенте.
 
 
Работа в режиме фриланса имеет свои достоинства и недостатки. Нередко недостатки оборачиваются большими достоинствами, и наоборот.
 
 
Возможно, из этой статьи что-то полезное смогут почерпнуть для себя и сотрудники компаний, занимающихся тем же бизнесом. Материал основан исключительно на личном опыте.
 
1. Совет, который я считаю очень важным. Он имеет отношение не только к Клиенту, но и еще большее отношение к вам лично, к вашему будущему..

Заключается он в следующем:

«Всегда по возможности старайтесь превзойти ожидания клиента, а также свои собственные ожидания».

Теперь поясню, в чем его смысл. Допустим, у вас есть портфолио. Оно накапливалось некоторое время, и содержит не только последние ваши работы, но и старые (при очень большом количестве работ старые могут вами удаляться, если они сильно отдают непрофессионализмом, присущим вам в то время, когда вы их делали, но если работ немного, и «каждая на вес золота», то хранятся как недавние творения, так и очень старые. Или же они хранятся, если вы считаете, что на потенциального клиента они должны произвести некое впечатление).

Так или иначе, к примеру, клиент увидел какую-то вашу старую работу, и она ему понравилась. Т.е. он уже готов сделать у вас заказ, исходя из этой работы. Пусть даже вы уже на голову выросли с тех времен, когда она делалась, пусть Вы умеете уже намного лучше и профессиональнее, – не суть. Клиент уже «ваш». И делать ему заказ вы, теоретически могли бы, исходя из качества этой работы. Это было бы для вас намного проще, чем применять все приемы, которые придуманы вами уже после этой работы, и следовать всем новым законам или принципам, которые вы познали после нее. Что еще нужно, вот этот простой заказ, его легко сделать, вперед...

Но я советовал бы не злоупотреблять такой возможностью, а попытаться сделать работу на высшем уровне, т.е. максимально возможном для вас на сегодняшний день. Всегда пытайтесь прыгнуть если не выше головы, то хотя бы выше чем в прошлый раз.. С каждой попыткой прыжки будут все выше и выше.

Что Вам это даст. Во-первых, это будет приятной неожиданностью для клиента (конечно если ваши с ним взгляды не сильно расхожи в представлении что “лучше”), во-вторых, это будет также плюсом и для вашего портфолио. Всегда помните о портфолио, которое вы будете потом показывать новым клиентам, – задумавшись об этом, я думаю вы не станете размножать в нем копии работ годичной давности, а попытаетесь его разнообразить, или повысить качество его содержимого...

В третьих – и это даже стоит написать отдельно – “Если хочешь выйти за границы своих возможностей, старайся как можно чаще к ним приближаться”. Не помню откуда или от кого у меня в голове эта мысль, (кажется вычитал у Р. Баха) но то, что она истинна, верно на 100%. Применительно к любой области деятельности.

2. Технический момент:
 
Отдавать ли клиенту исходники..?

Подход как у клиентов так и у разработчиков к этому вопросу различный. Некоторым заказчикам он совершенно не нужен, или же они о его существовании не подозревают (или не знают как использовать его по назначению). Другие же требуют его в обязательном порядке, иногда даже ставя условие его получения первым пунктом, еще в процессе оговаривания условий.

Разработчики тоже придерживаются мнений самых различных, от категоричного “Не отдавать!" до беззаботного “А почему бы и нет?”.

И ту и другую позицию можно понять, я же в этом вопросе веду себя по разному, в зависимости от ситуации. Изложу свои соображения:

Итак – вы сделали некую работу, к примеру Flash-ролик. Как вы понимаете, правила применимы к любым видам исходников (Open Source), будь то файл 3D MAX, Director, С++, Photoshop или что-то еще. Исходником договоримся не называть те файлы или объекты, которые у клиента оказываются в том же виде, что и у Вас – например, HTML-код, JPEG-изображение. По сути, клиент может их легко изменять и без вашего на то согласия.

Работа выполнена. Заказчик изъявил желание получить исходник.

Если это желание он изъявил еще во время оговаривания с вами условий выполнения заказа, до того, как вы согласовали с ним цену, то вопросов нет – просто отдавайте исходник.

Если же желание возникло только сейчас, когда работа уже выполнена и сумма гонорара назначена уже давно, то вы имеете право подумать.

Что придает исходнику такую важность/ценность/значение лично для вас?

1. Это идеи, которые вы привнесли в ту или иную область, если они уникальны, это ноу-хау, неизвестные решения старых проблем, интересные приемы, например, в программировании или Motion Design, что-либо еще сугубо авторское. То, чем вы не хотели бы делиться с конкурентами, или вообще с кем бы то ни было.

В таком случае оцените данную работу на предмет нахождения в ней этих самых нетрадиционных авторских решений. Если они есть, настаивайте на том, чтобы оставить его себе. А вообще, вы вольны выбирать, что вам дороже – клиент, который (к примеру) без исходника работу не возьмет, вместе с гонораром (и возможными будущими заказами), или же ноу-хау, которое, возможно, останется только вашим достоянием, так и не увидев свет.

Кстати, если вы являетесь начинающим разработчиком в той или иной области, постарайтесь быть объективным.. То есть нет никакого основания, к примеру, дорожить впервые лично вами сделанной во Flash кнопкой, содержащей вложенный муви-клип, в то время, когда весь интернет давно набит исходниками с этим несложным примером.

Так вот, если исходник вам действительно дорог, но клиента вы тоже потерять не хотите, тогда есть выход в компенсации вам этого «морального ущерба» дополнительной платой за него.

И еще один важный момент, касающийся передачи кому-либо «дорогих вашему сердцу» исходников.. Не держитесь за прошлое, не ограничивайте себя своими же руками. Возможно вы и создали что-то такое, что вам кажется, вы достигли предела своих возможностей, лучше у вас уже не получится. Но это сейчас. Верьте в себя, в свои возможности, и в соответствии с вашей верой все и будет происходить. Будьте уверены, что завтра сможете сделать это еще лучше, чем сделали сегодня, и вы действительно сможете..

2. Второе преимущество, которое Вы обретаете, имея на руках исходник – это обновления или дополнения, которые теоретически почти всегда будут необходимы, и в случае если исходник у вас – не обойдутся без вашего участия, за что вы можете требовать дополнительную плату.

Но это если у вас такая политика в этом отношении.. – на самом деле этим злоупотреблять не стоит. Если изменения незначительные и не отнимут у вас много времени, мне кажется, не стоит и заикаться о какой-либо плате.

Это есть осуществляемая вами «техническая поддержка», support. Зная об этом наперед, клиент будет спокоен на случай возникновения у него проблем с вашим творением, что придаст ему уверенности в том, что с вами можно иметь дело. Или же клиент узнает об этом позже, когда у него возникли проблемы внезапно.
 
Если вы быстро, вежливо и бесплатно (особенно если ваша невнимательность послужила причиной проблемы) внесете необходимые поправки, клиенту это понравится намного больше, чем случай, когда вы начнете упираться и требовать оплатить этот труд. А если у клиента будут хорошие впечатления от работы с вами, он к вам еще вернется, или даже порекомендует вас своим знакомым, нуждающимся в услугах, подобных осуществляемым вами.

Другое дело, когда от вас вдруг требуют необоснованной переделки существенной части работы, или же речь идет о дополнениях, которые не входили в первоначальные планы, но в то же время достаточно трудоемки. В таком случае, вы имеете все основания требовать оплаты вашего драгоценного времени.

3. Ценовая политика. Учитесь у американцев.

Поначалу со мной часто происходили две неприятные вещи, первая – я очень часто терял заказы еще до того как брался их выполнять. Это происходило по той простой причине, что я назначал слишком высокую цену. Вторая неприятная вещь – приходилось выполнять заказы за заведомо более низкую, чем реальная, стоимость, или же за очень сжатые, нереальные сроки.. например – за полтора месяца мне однажды пришлось обработать три британские школьные энциклопедии на предмет перевода сканированных оттуда изображений в векторный формат.
 
Т.е. каждый рисунок я воспроизводил заново, в Corel Draw и затем во Flash. А рисунков тех было по 5-10 на странице, страниц же – несколько сотен. Кстати говоря, это был мой первый заказ как фрилансера.. воистину, я теперь вспоминаю его как “боевое крещение”.

Нет, конечно же я не предложу вам никакой “золотой середины”, поскольку ее нет и быть не может. Все зависит от конкретного заказчика, от его платежеспособности. Кто-то даже не расслышав Вашу цену по телефону, или не рассмотрев первую цифру в трехзначном $-числе, сразу согласится, а кто-то, в ответ даже на смешную, будет долго подсчитывать и размышлять, а то и просто молча исчезнет.

Так что я не предлагаю вам универсального решения, я предлагаю наоборот, от него отказаться. Ибо как раз оно зачастую и становится причиной потери некоторых заказов.

Как-то в руки мне ненадолго попалась книжка какого-то американского бизнесмена. Читать ее всю было некогда, но благо, мне оказалось достаточно несколько минут ее полистать, чтобы ухватить суть идеи, которую он ввел во многих крупных фирмах, и которая принесла им существенный прирост доходов. Суть ее как раз и заключается в индивидуальном подходе к клиенту.

К примеру, есть авиакомпания, которая продает несколько типов билетов на свои самолеты. Пусть это будут билеты первого, второго и третьего класса.

Первого, естественно, дороже, рассчитаны на состоятельных пассажиров и соответственно, места в салонах первого класса оборудованы намного комфортабельнее чем в 2 и 3. Но у компании сложилась ситуация, когда билетов 3-го и 2-го класса на всех желающих не хватало, а места первого – пустовали. Из-за цены. Естественно, пассажиры, которые хотели пролететь третьим классом, не станут лететь в том же самолете первым, за цену которая намного выше. Но и если они не полетят вообще, компания потеряет даже те деньги, которые они могли бы заплатить по минимуму.

Решением послужило продавать пустующие дорогие места по цене 2-го и 3-го классов, что в итоге значительно увеличило доходы фирмы. Ведь теперь самолеты летали всегда заполненными и деньги не терялись.

Вот этой идеей я и рекомендую вам руководствоваться в «сложных» случаях.

Но в то же время должны существовать пределы, ниже которых не следует браться за работу. Нужно все-таки уважать себя, свой труд и свое время, и не работать «забесплатно». Определите сами два передела, нижний и верхний, – сколько минимально стоит ваше время, и сколько максимально вы хотели бы получать за свою работу (я понимаю что многие улыбнутся и скажут: «верхнего предела не существует!» – но в этом случае не удивляйтесь, если часто начнете терять заказы, или вообще их не находить).

Далее начинайте обсуждение стоимости ваших услуг с верхнего предела, и если клиент испытывает затруднения в принятии решения, снижайте его до минимального.

Кстати, с ростом вашего профессионализма верхний предел может естественным образом повышаться, в разумных пределах.

Но вообще тут нужно так называемое «чутье», оно или присуще кому-то изначально, или приходит с опытом. Удачи!

4. Элементарное правило – не гонитесь за двумя (или более) зайцами.

* Поправка – если не уверены, что сможете их всех изловить.

Есть такая поговорка – “То пусто, то густо”. Лично я с ней встречался на первых порах довольно часто, когда еще не было никакого портфолио, и не было опыта – в этом случае найти заказ, как известно, очень трудно. Так вот, это то самое “пусто”, когда вы сидите без работы, на ваше резюме никто не реагирует, на ваши письма не отвечают, и т.п.

И тут вдруг (после опубликования какой-либо удачной работы, качественного скачка в вашем профессиональном росте или просто Фортуна повернулась к вам лицом) – вдруг заказы появились – и не один, а сразу много.

Не пытайтесь взяться сразу за все, если не уверены, что сможете успеть их все осуществить за положенное время. Это правило старо как мир, и оно всегда работает. Поэтому реально смотрите на свои возможности, и действуйте исходя из них, а не из стремления охватить сразу всю сферу в которой вы трудитесь, или заработать все существующие деньги.

Хотя в случае, если вы уверены, – действуйте. Иногда даже стоит рискнуть и повысить напряженность своего режима работы, если испытываете в этом потребность. (например я – работоголик, такую потребность иногда испытываю). Если все получится, возрастут и ваши возможности. Но никогда не стоит ускоряться в ущерб качеству.

Недостаточно прийти к выводу «я успею», нужна оценка «я успею сделать это хорошо».

В качестве примера приведу снова себя – в одно время я делал одну работу в течение двух недель-месяца – через два месяца я делал тот же объем за один-два дня, причем качество работ значительно возросло.

Кстати, в то время как я пишу эти строки, у меня есть четыре больших заказа, три из них находятся на определенных стадиях выполнения/завершения, четвертый пока оговаривается. Написание данной статьи я избрал как один из способов отдыха от их выполнения.

5. Не поддавайтесь соблазну.

Элементарное, и одно из первых правил работы с клиентом – честность.

Причем речь даже не идет о том, чтобы вы «не обманывали» клиента – это само собой разумеется, и даже упоминать об этом не стоит. Речь идет о другом – я советую вам не злоупотреблять возможной некомпетентностью обратившихся к вам людей.

Если вам предложил работу человек в Интернете новый, не знающий тех или иных особенностей, требований, предъявляемых к какому-либо продукту вашего творчества, не спешите по-детски радоваться. Да, человек может не знать, что сайт фиксированной ширины в 1000 пикселов придется смотреть с горизонтальным скроллингом на мониторах с 800*600 разрешением. Или что «тяжелый» флеш без лоадера отпугнет добрую половину посетителей. Он может не потребовать оптимизировать графику на сайте, не спросит с вас чего-то еще. Но вам-то хорошо известны многочисленные нюансы вашей работы.

И потратьте положенное на них время, что в итоге избавит вашего клиента от проблем с вашим детищем, а вас от проблем с вашей репутацией.

Ведь все тайное становится явным, и на несовершенство работы всегда могут указать «сердобольные» посетители, а новые клиенты увидят это же сами в вашем портфолио.

6. Уважение.

Ну, это элементарно. Не стоит наверное и упоминать, но все же, вот, упомянул. Конечно я не буду писать фразу «клиент всегда прав», я напишу «клиент всегда прав, кроме случаев, когда он не прав», такие бывают. Но в остальном, не забывайте, это люди, благодаря которым вы имеете возможность заниматься любимым (надеюсь) делом, да еще и получать за это деньги. В принципе тут у меня все.

7. Деньги – до или после?

Вопрос, который наверное волнует многих, особенно тех, кто сталкивался с т.н. «киданиями». Сам я с ними раньше вплотную сталкивался, но сейчас этот вопрос меня мало беспокоит. Разве что я несколько осторожен с новым заказчиком, но и то, лишь условность. Разумным подходом к порядку оплаты вполне может быть 50% до начала работы и остальные после сдачи проекта.

Т.е. самый обыкновенный аванс. У меня бывали случаи, когда предоплаты не было совсем (если клиент не первый раз с вами работает, то это вполне нормально) или предоплата была 100% (такое было и в случаях, когда работали впервые – здесь большую роль играет портфолио и впечатление которое вы производите. Как вариант – ваша репутация, если о вас «наслышаны»). В остальном – к примеру настойчивое требование срочно перевести вам деньги сразу, иначе в не будете ничего делать говорит в основном о вашей неуверенности в своих силах, что, возможно клиент не захочет платить за то, что вы сделаете.
 
Это возможно когда у вас нет портфолио или опыта или того и другого, – тогда и клиент не торопится делать перевод и вы нервничаете. Тут выход один – расти, работать, учиться. Если же вас настойчиво преследует мысль о том, что клиент получит работу и “испарится”, умейте ее защищать. Если это флеш, поставить защиту несложно. Если это картинки, пишите на них “демо”, если хтмл – высылайте скриншоты.. и т.д. Но опять же, все это вопрос вашего мысленного настроя. Если вы будете спать и видеть что вас кто-то вот-вот кинет, то поверьте, рано или поздно это обязательно случится, а может даже войдет в привычную схему. Так что позитивное мышление вам в руки, и все получится.

8. «Хочу как здесь»

Часто встречающаяся просьба клиента. С одной стороны так даже удобнее, поскольку нельзя в точности знать что от вас хотят получить, можно потратить несколько дней на корпение над мелкими элементами эскиза hi-tech стилизованного сайта, например, а в итоге окажется, что нужно было что-то совсем противоположное. Когда же клиент показывает пару URL с сайтами, которые ему нравятся, тогда сразу «ага», ясно, можно бодренько приступать к работе. Но это плюс.
 
Минус – когда клиент хочет иметь на сайте «один в один», «копию», и т.п. или указывает на конкретные детали, которые могут являться чьим-то ноу-хау, или свежесозданным стилем. Тут стоит убедить клиента в том, что клонирование чужих идей это не есть хорошо, и предложить что-то пусть похожее, но тем не менее, новое.. Уловите настроение показанной работы, плюсы и минусы, и сделайте нечто новое – вполне возможно что у вас получится даже лучше, и все будут довольны. Волки насытятся а овцы уцелеют.

Если же клиент упрямо настаивает, я думаю, есть смысл отказаться от такой работы, если конечно для вас в приоритетах самоуважение стоит впереди гонорара.

9. Нашей песне наступили на горло?


Для меня эта проблема была очень актуальна, еще до того, как я «попал» в Интернет. И долгое время после того, как попал. Я имею в виду несовпадение взглядов клиента и исполнителя по тому или иному вопросу. Взглядов и вкусов... о которых, собственно, не спорят...

У каждого человека свой «тоннель реальности» и у каждого свои представления о гармонии и красоте. У кого-то они сходятся, и если Ваши представления совпадают с представлениями заказчика, – очень хорошо, у вас не должно быть никаких проблем.. Но бывает и так, что они очень различаются, и тут уже все зависит от вашего отношения.

Клиенту может нравиться то, что кажется вам верхом безвкусицы, нарушением всех законов композиции, цвета и т.п. Он прислал вам свой любимый логотип, от которого он просто в восторге, а вы «смотреть на него спокойно не можете», и вообще вам «становится плохо». И как «ЭТО» вставлять в мой красивый супер стильный приятный дизайн? «Оно» же все испортит!...»

Ну понятно, что вы никогда не стали бы вот этот цвет совмещать вот с этим, непропорционально растягивать, криво наклонять и обводить такой толстой рамкой. Вы абсолютно правы, вас никто и не заставляет, когда речь идет о ваших личных проектах, – но в данном случае это проект клиента, и он хочет получить то, что нравится ему, а не вам. Это его сайт (заставка, баннер, программа, буклет..) и он таким его представляет, так он хочет показать лицо свой фирмы, при чем здесь ваши представления? Поэтому не этот самый логотип нужно подстраивать под ваше творение, а наоборот, на его основе и строить свою работу. Особенно в случаях, когда у клиента это лого уже пару лет красуется на всех визитках, бланках, буклетах, автомобилях, и, к примеру, на неоновой вывеске возле входа в офис.

Конечно, если клиент сам не уверен в предоставляемом материале, или же материал не имеет пока своей истории, а появился на свет недавно с чьей-то легкой, но непрофессиональной руки, то Вы можете попытаться переубедить его и представить лучший вариант. Но делать это нужно мягко и уважительно.

Если убедите – честь вам и хвала, ну а если нет, – покажите, на что вы способны, и себе же на удивление, сделайте так, что в совокупности с вашим дизайном, этот «ужасный» логотип будет смотреться вполне прилично. Будет приятно и вам и заказчику.

10. «Мимо портфеля»


Вот еще один момент, который хочу вскользь упомянуть. Если вы, к примеру, дизайнер, и делаете, к примеру сайты, то не факт, что к вам будут приходить только представители компаний, не имеющих к дизайну никакого отношения, которым прямая дорога к таким как вы, профессионалам. К вам также могут прийти фирмы или студии, которые сами занимаются или собираются заниматься тем же, чем и вы.

Но что интересно, некоторые из таких фирм порой заказывают свои сайты у сторонних специалистов, что на первый взгляд немного странно. Т.е. как это, мол, студия которая делает сайты, не может сама себе его сделать, парадокс? Однако нет. Если есть человек, у которого хорошо развита жилка бизнесмена, есть чутье, профессионализм и те же финансы, он вполне может открыть студию дизайна, сам в дизайне ничего не понимая. И тогда нет особой разницы, делал сайт этой студии человек, нанятый для работы в офисе, или вообще посторонний, не работающий в этой фирме. Вполне возможно даже, что с вами будет постоянно на такой основе работать, если оправдаете доверие.
 
Так вот. Такой клиент может попросить вас не выкладывать сделанный для его студии сайт в портфолио, поскольку кто-то может косо посмотреть и озвучить ту же мысль «ну что это за студия, сайт которой делал некто Петров, а не сами..?». Хотя некоторых эта мысль не беспокоит, далее будет видно почему. Если беспокоит – нам это, согласитесь, невыгодно. Что-то делать не в портфолио я, например, берусь неохотно. Поскольку портфолио – это залог будущих заказов. И если в нем ничего нет или оно не пополняется, то на основе чего новый клиент сделает вывод, что с вами можно работать?
 
Поэтому я в таких случаях предлагаю компромисс (а у меня такие случаи сплошь и рядом) – то, что сделано непосредственно для самой студии, мы в мое портфолио не «кладем», а работы с этой фирмой для клиентов пришедших через нее – да. В этом случае на чьи-то возмущения – «почему, мол, это лежит тут и вот тут, разные фирмы, работа одна?» – можно ответить: «потому что вот этот человек работает вот с этой фирмой», тогда все объясняется. В принципе так же можно объяснять и присутствие в вашем портфолио чьих-то представительств, когда клиент не против этого присутствия. В моем портфолио вы можете такое встретить. А некоторых работ никогда там не увидите. В общем, золотая середина.
 
Публикация данной статьи возможна только при наличии ссылки на источник: www.homebusiness.ru
 
« Пред.   След. »

Мысли и слова великих людей

 
До 90 лет доживают только представители старшего поколения. У молодежи на это не хватает выдержки. /Макарин из Цедета/

Самое интересное на сайте


Богатство
Хитрософт
Захват
Психовирус
Радость
Концепция
Фриланс
Мудрость
Шоубизнес
Форекс
Безопасность

Полезно знать


Онлайн бизнес

Онлайн бизнес Данный раздел сайта посвящён именно онлайн бизнесу. Только здесь вы получите быстрый доступ к последним и наиболее эффективным способам заработка в сети Интернет.

Бизнес идеи

Бизнес идеи Здесь вы сможете найти самые важные статьи о том как начать и развить свой бизнес в сети Интернет. Создание  бизнеса приносящего стабильный доход станет реальностью.

Оптимизация сайта

Оптимизация сайта SEO оптимизация – это определенный тип создания и редактирования текстов для web - сайтов. И знание этих секретов крайне важно для ведения бизнеса в интернете.

Удалённая работа

Удалённая работа Этот раздел сайта призван помочь тем, кто решил научиться вести бизнес в сети самостоятельно. А вот от того, как вы распорядитесь этими знаниями, будет зависеть ваш заработок.