Городской совет Бристоля решает судьбу художника Бэнкси.
После долгих лет преследований со стороны властей работы скандального мастера, которого еще называют «самым разыскиваемым человеком в мире искусства» и «арт-террористом», вынесены на публичный суд.
Таким образом, британский самородок, скрывающий свое настоящее имя, может подарить соотечественникам долгожданную легализацию граффити. Однако многие художники могут воспротивиться такой перспективе. В том числе, российские.
Официальный Бристоль решил прислушаться к гласу народа и устроить голосование, в ходе которого должна решиться судьба сообщества британских граффитчиков и скандального художника Бэнкси лично: либо безапелляционная ликвидация образцов их стрит-арта, либо путевка в мир искусства.
Правда, путевку получат далеко не все граффити, а лишь самые выдающиеся, получившие одобрения «хозяев» стены.
Венера заступница
Этой правительственной инициативе Бэнкси обязан своим поклонникам и ценителям современного искусства.
Выставка его работ принесла заметный профит экономике города: благодаря сотням тысяч иностранных туристов, посетившим экспозицию мастера, были выручены 10 млн фунтов стерлингов, что побудило власти к пересмотру своего мнения относительно уличных художников.
И главное: при положительном исходе дела примеру «легализации» (читай – сохранению) граффити может последовать вся Великобритания.
Далеко не все граффитчики приносят прибыль в казну, но такая мера в любом случае поможет укрепить городские бюджеты: власти тратят немалые деньги на уничтожение рисунков.
К слову, прецедент в данном деле также связан с Бэнкси, которого городской совет ранее буквально преследовал (недаром граффитчик тщательно скрывает свою биографию, даже вокруг его настоящего имени ведутся споры).
Так, три года назад граффити Бэнкси на венерологической клинике (эдакий групповой портрет пациентов) сулило художнику крупные проблемы, но в результате голосования, проведенного среди британцев, и благодаря заступничеству персонала больницы рисунок был реабилитирован, превратившись в достопримечательность.
Однако специалист в области граффити, представитель студии оформления Graffiti.su Александр в интервью газете ВЗГЛЯД выразил предположение, что большинство российских граффитчиков подобную инициативу не оценило бы.
«Легализация граффити – это возможно, но даже для Великобритании – это шаг назад. Если мы сейчас разрешим граффити, и художники получат вседозволенность, то о культуре говорить уже не придется.
Культура граффити закончится тогда, когда десятки людей, не знающих историю культуры, тем более не имея художественного образования, выйдут на улицы с баллонами в руках.
Ведь история знает немало случаев, когда культура, становясь пафосной и популярной, в то же время деградирует, становится примитивной».
Тут стоит понимать, что полная легализация граффити невозможна. В качестве примера можно взять Амстердам, который славится легальным потреблением марихуаны, но даже там курение происходит в специально отведенных местах.
То же и здесь: узаконивание граффити не означает, что любые машины и подъезды будут встречать досужих граждан красочными надписями вроде «Здесь был Вася» или «Помой меня».
«Легализовать - не значит разрешить беспредел и хаос. Легализовать граффити означает разрешение государства и общества на рисование на согласованных площадках.
В Москве сегодня существует пара «разрешенных» площадок, где могут рисовать граффитчики всех уровней. Но этого не хватает для развития культуры» - говорит Александр.
В случае с граффити стоит говорить скорее не о борьбе за его легализацию, а за его признание в качестве официального искусства.
Законного арт-граффити не существует, зато есть термин – «легальная стена», эдакий островок свободы для райтеров. Проблема вытекает как раз из катастрофической нехватки подобных стен.
И даже конкурсы граффитчиков, что организуют власти в разных городах мира (в том числе в Москве), решают ее не в полной мере: тренироваться тоже где-то надо.
«Мы уже около 3 лет доказываем обществу и государству, что граффити это искусство, проводим граффити фестивали.
Привлечение интереса общественности - происходит только тогда, когда человек видит по настоящему красивое граффити. Это происходит на фестивалях или по результатам граффити оформления зданий в крупных городах, например, в Москве», - добавляет Александр.
К уличному искусству свободных райтеров (стрит-арт) где-то относятся более толерантно, где-то менее. Часто граффити рассматривается исключительно как акт вандализма, исходя из положения «не все художники добросовестны», что тоже верно.
Власти обоснованно опасаются «арт-вандалов» и их креативных изысков, которые вполне могут оказаться на объектах культурного наследия, что есть попрание истории.
К примеру, не так давно итальянский парламент одобрил законопроект, согласно которому непослушным райтерам будет вменяться наказание до двух лет тюремного заключения или штраф до 10 тыс. евро.
Правда, в ответ на этот закон градоначальник «вечного города» предложил увеличить количество легальных мест.
В этом, собственно, и заключается либеральный подход: пока райтер либо получает разрешение у муниципальных органов на «порчу» стен, либо рисует на «разрешенной» стене. И только.
Дети в Припяти
Считается, что формирование искусства граффити в том виде, в каком мы его знаем, началось с развитием хип-хоп культуры в США: делом чести реперов было метить автографами свою территорию.
Постепенно авторы от самоидентификационных значков перешли к более сложным вещам: рельефным надписям, объемным изображениям, экспериментам с цветом и тенью и т.д.
Культура райтерства развивалась стремительно, одинокие художники сбивались в группы, появились узкие направления и специальные термины.
Например, обычная писанина так и называется «царапание» (граффити по-итальянски), более продвинутые стили называют «настенные фрески» или граффити-фрески.
Там, где эта культура менее развита, в том числе и России, в термин «граффити» объединяются все виды рисунков и надписей, включая пресловутую «Здесь был Вася».
Поэтому за граффитчиками и закрепился термин «райтер» («писатель»). В редких случаях при особом статусе и умении их называют «пэйнтерами» или художниками.
Однако райтер и художник – это совсем разные люди. Причем к легализации ни тот, ни другой особо не стремятся: поиск
и новых территорий, а иногда и бегство от полиции – неотъемлемая часть культуры граффити. Подпольное райтерство часто понимается как элитарное искусство, ниша для настоящих профи, не побоявшихся раскупорить баллончики там же, где на них снизошло вдохновение.
В качестве наиболее адреналиновых проектов можно вспомнить роспись стен в пустынных домах города Припять, который стал «мертвой зоной» по результатам Чернобыльской катастрофы.
Тематика изображений, что привнесли в мертвый город художники из нескольких стран мира, являла светлую грусть – дети, лишенные детства.
В качестве наиболее адреналиновых проектов можно вспомнить роспись стен в пустынных домах города Припять, который стал «мертвой зоной» по результатам Чернобыльской катастрофы. Тематика изображений, что привнесли в мертвый город художники из нескольких стран мира, являла светлую грусть – дети, лишенные детства.
Одна американка семь лет назад отважилась разукрасить Капитолий в Вашингтоне, распылив аэрозольным баллоном на лестнице здания слово «Иисус» и соответствующую христианскую атрибутику.
В том же 2002-м произошла «граффити-война» между ХАМАСом и ФАТХом: группировки закрашивали надписи друг друга, представляя палестинцам свой взгляд на судьбы родины и государства Израиль. Фактически, они ругались в рисунках и состязались в угрозах.
При этом считается, что наиболее популярно граффити в Финляндии: в свое время Хельсинки был разукрашен не хуже Рио-де-Жанейро по случаю карнавала.
Недовольные этим власти неоднократно проводили масштабные акции «Чистый город» и «Стоп граффити». В итоге администрация увлеклась, и с легалами было покончено.
Подсчитано, что, начиная с 2000 года, на уничтожение рисунков из городского бюджета было потрачено 24 млн евро.
Теперь граффитчики «возвращают» в казну потраченные деньги с помощью полиции и охранных предприятий, которые жестоко штрафуют поборников настенного искусства.
Бомбить хохломой
По своей направленности граффити может делиться на несколько направлений: «каллиграфический крестив» (когда основными являются надписи и ассортимент шрифтов), портретное искусство и объемные рисунки.
Но для простоты его, как правило, делят на две основные группы – «райтинг», о котором шла речь выше, и «бомбинг».
Последний далек от высокого искусства, это скорее вид экстремального спорта. Для бомбил важны не отточенность навыков и поиски собственного стиля, а скорость и адреналин.
Они рисуют на время и исключительно в запрещенных местах, вроде вагонов метро.
«Райтинг – это более качественные работы в плане изображения известных персонажей, пейзажей, нетекстовых картинок.
То есть райтинг – это лучшее проявление культурной культуры. А бомбинг – это то, что мы видим на гаражах, в метро, электричках. Бомбинг нелегален», – подчеркивает Александр.
Правда, европейские законодатели мод на граффити – немцы − придумали новый стиль, сочетающий «райтинг» и «бомбинг». Часть их работ стала частью East Side Gallery – художественной выставки на обломках Берлинской стены.
В России граффити − довольно молодое искусство, соответствующий рынок только развивается. Его крупнейшими центрами являются мегаполисы − Москва и Санкт-Петербург (самой знаменитой тематической стеной в Столице, конечно, является стена Цоя),
а наиболее болезненной проблемой – «художественное графоманство», когда неопытные райтеры без художественного образования, оставляя «Васю» во всех злачных местах, формируют негативный образ граффитчиков вообще.
При этом, по мнению Александра, у российского граффити есть свой почерк, а наши художники могут запросто дать фору европейским «коллегам»: «Российское граффити от европейского отличает самобытная стилистика, каждый художник старается изобрести новый стиль, чтобы отличаться от других.
Если по уровню мы с европейцами примерно идем в ногу, то в стилистике, несомненно, есть различия и новые идеи. Но чаще всего российские художники заимствуют популярный стиль рекламы художников Европы и США».
Не брезгуют российские граффитчики также политикой и рекламой. Так что цветастые лозунги типа «Обитаемый остров – лучший фильм», что можно наблюдать из электричек или вдоль автомагистралей, не стоит сводить к народному мнению.
«Райтеры часто изображают рисунки на остросоциальную тематику. Что касается политических лозунгов, то это, как правило, какие-нибудь коммунистические или националистические призывы, но сегодня и демократы стали проявлять интерес и заказывать граффити для своих целей», − говорит Александр.
Что до законодательного сопровождения граффити а-ля рюс, оно носит исключительно запрещающий характер: раскрашивание большинства объектов – умышленное нанесение вреда чужому имуществу, что приравнивается к вандализму.
Так, Гражданский кодекс РФ гласит, что вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, «подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
Причем законом или договором может быть установлена обязанность выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Наконец, в Уголовном кодексе (ст. 214) записано, что «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев,
либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».
Публикация данной статьи возможна только при наличии ссылки на источник: http://www.vz.ru
|