Японцы создали "Торговую компанию", чтобы нивелировать неприязнь к
торговле и маркетингу. Они благоговели перед научно-техническим имиджем
общества. Торговля и маркетинг отвергались из-за того, что были
дискредитированы мелкими торговцами Гонконга и Ближнего Востока, японцы
боялись "потерять лицо" в торговом окружении. Интересно то, что Акио
Морита, став самым успешным торговцем в мире, сделал для японской
экономики и имиджа продукции больше, чем все национальные технические
компании вместе взятые.
Он помог Японии стать всемирным техническим лидером, производя и
распространяя высокотехнологичную продукцию, что всегда подталкивает
промышленность к новым разработками и интенсификации. Он совмещал это
со способностями бизнесмена, которые обычно приписываются бизнесменам
западного мира, таким, как Яккока, Перо и Тернер.
"Сони" принадлежит ведущая роль в процессе стремительного расцвета
деловой активности в Японии в послевоенный период. Ее роль - как
катализатора - связана с развитием производства первого транзисторного
радиоприемника в середине 50-х. "Сони" не была фирмой, занимавшей
лучшие позиции для создания этой инновации в 1955 г. Многие другие
фирмы в Японии ("Тошиба", "Кэнон" и "Мацушита") и в Америке ("Техас
Инструменте", "Дженерал Электрик", "Э-Эс-Эй" и "Уэстингхаус") занимали
более прочное положение в производстве и распространении бытовой
электронной техники.
"Эм-Ай-Ти-Ай" - Японский государственный комитет по торговле - не
предполагал, что "Сони" сможет конкурировать с промышленными гигантами,
которое доминировали на внешних и внутренних рынках. "Эм-Ай-Ти-Ай"
отказалась утвердить лицензионное соглашение "Сони" с "Белл Лабс" на
сумму 25000 дол. на импорт новой транзисторной технологии в Японию.
Морита и Ибука в течение целого года пытались убедить "Эм-Ай-Ти-Ай",
что они способны эффективно действовать на высококонкурентных мировых
рынках. "Эм-Ай-Ти-Ай" не дала согласия и предложила компании работать
над менее амбициозными проектами.
"Эм-Ай-Ти-Ай" была, вероятно, права в своей оценке неспособности "Сони"
конкурировать с гигантами бытовой электроники. Однако Морита и Ибука не
знали этого, как и промышленные лидеры. Гиганты американской
промышленности занимали 98 процентов мирового рынка бытовой электроники
в середине 50-х. В течение следующих двух десятилетий 90 процентов его
они потеряли в основном благодаря действиям выскочки "Сони". "Сони"
была фирмой-неофитом, которую не смогли победить "Уэстингхауз", "Техас
Инструмент" и "Дженерал Электрик" в своем собственном бизнесе, в своей
стране.
Морита и его партнер Ибука добились своего в борьбе с "Эм-Ай-Ти-Ай". В
1954 году "Эм-Ай-Ти-Ай", наконец, одобрила их лицензионное соглашение
по транзисторам. В "Белл Лабс" этим настойчивым новичкам сказали, что
транзистор будет функционировать только для вспомогательного усиления
звуков и имеет недостаточную мощность, чтобы использоваться в
радиоприемнике. Снова "Сони" не стала слушать мнение специалистов,
которые создали эту технологию и приступила к созданию своего
собственного транзистора для радиоприемника. В середине 50-х фирма
называлась "Токио Телекоммьюникэйшнс Инжиниринг Корпорэйшн" (Токийская
техническая корпорация телекоммуникаций).
Это название не соответствовало задачам "Сони", заключавшимся в создании всемирно
известного имиджа,
и, по мнению Мориты и Ибуки, звучало совсем не по-западному. Они хотели
стать намного значительнее, чем просто токийской компанией, так как
верили, что станут мировыми лидерами по производству аудиоэлектроники.
Звук был и остается страстью Мориты. Эта страсть стала причиной того,
что он назвал свою компанию "Сони", что по-латыни значит "звук".
Западная этимология не случайна. Это имело немаловажное значение для их
долгосрочных широкомасштабных планов, для их "звуковой" продукции.
Многие люди все еще считают, что "Сони" - это западная компания, потому
что ее название звучит по-западному.
"Сони" продолжала разработку портативного "радиоприемника, который
работает", и начала производить его в 1955 году. Это был
высококачественный продукт, продаваемый дороже "Редженси",
производимого фирмой "Техас Инструмент", но дешевле в сравнении с
продукцией других фирм. Ранний опыт "Сони" - записывающий магнитофон,
который не пользовался спросом, - оказал позитивное влияние на другие
радиопроекты. Морита сказал: "Вы не можете продать, если люди не хотят
покупать".
Он совершенно правильно оценил свою первую неудачу, что имело важное
значение в длительном успехе "Сони". Портативный радиоприемник был
революционным продуктом. Он доминировал на рынке портативных
радиоприемников с самого начала, даже несмотря на то, что был импортным
продуктом и стоил 29,95 дол., что на 50 процентов дороже, чем
популярная модель "Редженси". После первого продукта "Сони", в 1957
году, последовал первый карманный радиоприемник.
Миниатюрный карманный радиоприемник был олицетворением традиций "Сони"
по созданию малогабаритной высококачественной техники. Это устройство
дало возможность Морите проявить свои торговые способности. Он находил
очень важным демонстрацию размера модели, показывая, что ее можно
положить в кармане сорочки. Первый экземпляр не помещался в карман,
тогда Морита придумал сделать сорочки с очень большими карманами, для
того чтобы эффективно демонстрировать небольшие размеры устройства.
Малогабаритность и высокое качество стали традиционными в последующие
три десятилетия. Большинство историков и экономистов считают, что эти
первые устройства обозначили старт беспримерной японской послевоенной
экспансии на мировые рынки. "Сони" имела целый ряд успехов после
транзисторного радиоприемника. По данным "Форбс", она занимает 47-е
место среди крупнейших фирм мира и 25-е в Японии (1990 год).
Объем продаж "Сони" в 1992 году исчислялся 29 млрд. дол. Компания
достигла такого успеха, разработав первый транзисторный телевизор
(1959), первый телевизор на жидких кристаллах (1962), видеомагнитофон
(1964), телевизионную трубку "Тринитрон" (1968), видеокамеру
("Бетамакс", 1976), 8-миллиметровый рикодер (1983), портативный
телевизор (1984) и портативный проигрыватель компакт-дисков (1986).
Вдобавок, "Сони" создала и стала производить первые высокоемкие
флоппи-диски для персональных компьютеров.
Страсть Мориты к музыке привела к тому, что "Сони" стала основным
производителем модной потребительской "звуковой" продукции. Кульминация
успеха "Сони" достигла в 1977 году, когда Морита приобрел "Си-Би-Эс
рекорде" за 2 миллиарда, а два года спустя - "Коламбиа Пикчерс" за 4,9
млрд. дол. Эти приобретения сделали "Сони" доминирующей силой в
индустрии развлечений, с большой коллекцией аудио-, кпно- и ТВ-записей.
Благодаря многочисленным технологическим прорывам, "Сони" прочно заняла
место фаворита электронной промышленности. "Сони" создала первые
гранзпсторные радиоприемник и телевизор, первой пришла к малогабаритным
размерам и сделала первый "Уолкмен" (плейер). Она первой
коммерцилизировала бытовой видеомагнитофон, с его системой "Бетамакс",
выпущенный в 1976 году. Когда американские компании, такие как
"Эр-Си-Эй", "Зенит" и "Адмирал", стремились снизить затраты на рабочую
силу при производстве продукции путем перемещения производственных
мощностей за границу в начале 70-х, "Сони" выбрала этот момент для
того, чтобы проникнуть в Америку. Какая ирония!
На вопрос о его намерениях в связи с открытием производственного
комплекса в Сан-Диего для производства телевизоров "Тринитрон", Морита
ответил, что сделал это не в целях получения доходов в короткие сроки,
не для того, чтобы иметь немедленную прибыль.. Он подчеркнул, что его
действия связаны с желанием расположить производство там, где есть
рынок сбыта.
Он верил, что "Сони" сможет преодолеть проблемы производительности,
ассоциируемые с американскими рабочими, и оптимизировать цену. Его
стратегия была правильной и, по его словам, "доказала необходимость
принятия мудрых долгосрочных решений". Ни один американский
руководитель не был настолько смел, чтобы принять подобное решение. Нам
необходимо учиться этой философии краткосрочных жертв ради долгосрочных
возможностей. Сейчас "Сони" является владельцем "Рокфеллер-Центр",
"Коламбиа Пикчерс" и "Си-Би-Эс" - образец того, что значит жертвовать
настоящим ради будущего.
(По материалам: Джин Ландрам "13 мужчин, которые изменили мир")