Статья предназначена для фрилансеров, IT-специалистов, журналистов,
дизайнеров, веб-мастеров, копирайтеров работающих удаленно через
Интернет.
Сегодня
фрилансер — человек, работающий на бесконтрактной основе и не связанный
с работодателем письменными обязательствами, а точнее — записями в
трудовой книжке.
Нередко фрилансеров отождествляют с сотрудниками телевидения,
занимающимися дистанционной работой, то есть получающими и выполняющими
задания не в офисе. Телеработник может быть, а может и не быть
фрилансером.
Часто фрилансерами называют свободных журналистов. Однако и другие
специальности позволяют быть «вольным копьеносцем»: транслейтинг,
фотодело, дизайн, в том числе и веб-дизайн, программинг... Большинству
удается сочитать фриланс и дистанционную работу, когда работодатель
находится даже не в другом районе и не в соседнем городе, а за сотни
километров, иногда и на другом континенте.
Работа в режиме фриланса имеет свои достоинства и недостатки. Нередко недостатки оборачиваются большими достоинствами, и наоборот.
Возможно, из этой статьи что-то полезное смогут почерпнуть для себя и
сотрудники компаний, занимающихся тем же бизнесом. Материал основан
исключительно на личном опыте.
1. Совет, который я считаю очень важным. Он имеет отношение не
только к Клиенту, но и еще большее отношение к вам лично, к вашему
будущему..
Заключается он в следующем:
«Всегда по возможности старайтесь превзойти ожидания клиента, а также свои собственные ожидания».
Теперь поясню, в чем его смысл. Допустим, у вас есть портфолио. Оно
накапливалось некоторое время, и содержит не только последние ваши
работы, но и старые (при очень большом количестве работ старые могут
вами удаляться, если они сильно отдают непрофессионализмом, присущим
вам в то время, когда вы их делали, но если работ немного, и «каждая на
вес золота», то хранятся как недавние творения, так и очень старые. Или
же они хранятся, если вы считаете, что на потенциального клиента они
должны произвести некое впечатление).
Так или иначе, к примеру, клиент увидел какую-то вашу старую работу,
и она ему понравилась. Т.е. он уже готов сделать у вас заказ, исходя из
этой работы. Пусть даже вы уже на голову выросли с тех времен, когда
она делалась, пусть Вы умеете уже намного лучше и профессиональнее, –
не суть. Клиент уже «ваш». И делать ему заказ вы, теоретически могли
бы, исходя из качества этой работы. Это было бы для вас намного проще,
чем применять все приемы, которые придуманы вами уже после этой работы,
и следовать всем новым законам или принципам, которые вы познали после
нее. Что еще нужно, вот этот простой заказ, его легко сделать, вперед...
Но я советовал бы не злоупотреблять такой возможностью, а попытаться сделать работу
на высшем уровне, т.е. максимально возможном для вас на сегодняшний
день. Всегда пытайтесь прыгнуть если не выше головы, то хотя бы выше
чем в прошлый раз.. С каждой попыткой прыжки будут все выше и выше.
Что Вам это даст. Во-первых, это будет приятной неожиданностью для
клиента (конечно если ваши с ним взгляды не сильно расхожи в
представлении что “лучше”), во-вторых, это будет также плюсом и для
вашего портфолио. Всегда помните о портфолио, которое вы будете потом
показывать новым клиентам, – задумавшись об этом, я думаю вы не станете
размножать в нем копии работ годичной давности, а попытаетесь его
разнообразить, или повысить качество его содержимого...
В третьих – и это даже стоит написать отдельно – “Если хочешь выйти за
границы своих возможностей, старайся как можно чаще к ним
приближаться”. Не помню откуда или от кого у меня в голове эта мысль,
(кажется вычитал у Р. Баха) но то, что она истинна, верно на 100%.
Применительно к любой области деятельности.
2. Технический момент:
Отдавать ли клиенту исходники..?
Подход как у клиентов так и у разработчиков к этому вопросу различный.
Некоторым заказчикам он совершенно не нужен, или же они о его
существовании не подозревают (или не знают как использовать его по
назначению). Другие же требуют его в обязательном порядке, иногда даже
ставя условие его получения первым пунктом, еще в процессе оговаривания
условий.
Разработчики тоже придерживаются мнений самых различных, от категоричного “Не отдавать!" до беззаботного “А почему бы и нет?”.
И ту и другую позицию можно понять, я же в этом вопросе веду себя по
разному, в зависимости от ситуации. Изложу свои соображения:
Итак – вы сделали некую работу, к примеру Flash-ролик. Как вы
понимаете, правила применимы к любым видам исходников (Open Source),
будь то файл 3D MAX, Director, С++, Photoshop или что-то еще.
Исходником договоримся не называть те файлы или объекты, которые у
клиента оказываются в том же виде, что и у Вас – например, HTML-код,
JPEG-изображение. По сути, клиент может их легко изменять и без вашего
на то согласия.
Работа выполнена. Заказчик изъявил желание получить исходник.
Если это желание он изъявил еще во время оговаривания с вами условий
выполнения заказа, до того, как вы согласовали с ним цену, то вопросов
нет – просто отдавайте исходник.
Если же желание возникло только сейчас, когда работа уже выполнена и
сумма гонорара назначена уже давно, то вы имеете право подумать.
Что придает исходнику такую важность/ценность/значение лично для вас?
1. Это идеи, которые вы привнесли в ту или иную область, если они
уникальны, это ноу-хау, неизвестные решения старых проблем, интересные
приемы, например, в программировании или Motion Design, что-либо еще
сугубо авторское. То, чем вы не хотели бы делиться с конкурентами, или
вообще с кем бы то ни было.
В таком случае оцените данную работу на предмет нахождения в ней этих
самых нетрадиционных авторских решений. Если они есть, настаивайте на
том, чтобы оставить его себе. А вообще, вы вольны выбирать, что вам
дороже – клиент, который (к примеру) без исходника работу не возьмет,
вместе с гонораром (и возможными будущими заказами), или же ноу-хау,
которое, возможно, останется только вашим достоянием, так и не увидев
свет.
Кстати, если вы являетесь начинающим разработчиком в той или иной
области, постарайтесь быть объективным.. То есть нет никакого
основания, к примеру, дорожить впервые лично вами сделанной во Flash
кнопкой, содержащей вложенный муви-клип, в то время, когда весь
интернет давно набит исходниками с этим несложным примером.
Так вот, если исходник вам действительно дорог, но клиента вы тоже
потерять не хотите, тогда есть выход в компенсации вам этого
«морального ущерба» дополнительной платой за него.
И еще один важный момент, касающийся передачи кому-либо «дорогих вашему
сердцу» исходников.. Не держитесь за прошлое, не ограничивайте себя
своими же руками. Возможно вы и создали что-то такое, что вам кажется,
вы достигли предела своих возможностей, лучше у вас уже не получится.
Но это сейчас. Верьте в себя, в свои возможности, и в соответствии с
вашей верой все и будет происходить. Будьте уверены, что завтра сможете
сделать это еще лучше, чем сделали сегодня, и вы действительно сможете..
2. Второе преимущество, которое Вы обретаете, имея на руках исходник
– это обновления или дополнения, которые теоретически почти всегда
будут необходимы, и в случае если исходник у вас – не обойдутся без
вашего участия, за что вы можете требовать дополнительную плату.
Но это если у вас такая политика в этом отношении.. – на самом деле
этим злоупотреблять не стоит. Если изменения незначительные и не
отнимут у вас много времени, мне кажется, не стоит и заикаться о
какой-либо плате.
Это есть осуществляемая вами «техническая поддержка», support. Зная об
этом наперед, клиент будет спокоен на случай возникновения у него
проблем с вашим творением, что придаст ему уверенности в том, что с
вами можно иметь дело. Или же клиент узнает об этом позже, когда у него
возникли проблемы внезапно.
Если вы быстро, вежливо и бесплатно
(особенно если ваша невнимательность послужила причиной проблемы)
внесете необходимые поправки, клиенту это понравится намного больше,
чем случай, когда вы начнете упираться и требовать оплатить этот труд.
А если у клиента будут хорошие впечатления от работы с вами, он к вам
еще вернется, или даже порекомендует вас своим знакомым, нуждающимся в
услугах, подобных осуществляемым вами.
Другое дело, когда от вас вдруг требуют необоснованной переделки
существенной части работы, или же речь идет о дополнениях, которые не
входили в первоначальные планы, но в то же время достаточно трудоемки.
В таком случае, вы имеете все основания требовать оплаты вашего
драгоценного времени.
3. Ценовая политика. Учитесь у американцев.
Поначалу со мной часто происходили две неприятные вещи, первая – я
очень часто терял заказы еще до того как брался их выполнять. Это
происходило по той простой причине, что я назначал слишком высокую
цену. Вторая неприятная вещь – приходилось выполнять заказы за заведомо
более низкую, чем реальная, стоимость, или же за очень сжатые,
нереальные сроки.. например – за полтора месяца мне однажды пришлось
обработать три британские школьные энциклопедии на предмет перевода
сканированных оттуда изображений в векторный формат.
Т.е. каждый
рисунок я воспроизводил заново, в Corel Draw и затем во Flash. А
рисунков тех было по 5-10 на странице, страниц же – несколько сотен.
Кстати говоря, это был мой первый заказ как фрилансера.. воистину, я
теперь вспоминаю его как “боевое крещение”.
Нет, конечно же я не предложу вам никакой “золотой середины”, поскольку
ее нет и быть не может. Все зависит от конкретного заказчика, от его
платежеспособности. Кто-то даже не расслышав Вашу цену по телефону, или
не рассмотрев первую цифру в трехзначном $-числе, сразу согласится, а
кто-то, в ответ даже на смешную, будет долго подсчитывать и размышлять,
а то и просто молча исчезнет.
Так что я не предлагаю вам универсального решения, я предлагаю
наоборот, от него отказаться. Ибо как раз оно зачастую и становится
причиной потери некоторых заказов.
Как-то в руки мне ненадолго попалась книжка какого-то американского
бизнесмена. Читать ее всю было некогда, но благо, мне оказалось
достаточно несколько минут ее полистать, чтобы ухватить суть идеи,
которую он ввел во многих крупных фирмах, и которая принесла им
существенный прирост доходов. Суть ее как раз и заключается в
индивидуальном подходе к клиенту.
К примеру, есть авиакомпания, которая продает несколько типов билетов
на свои самолеты. Пусть это будут билеты первого, второго и третьего
класса.
Первого, естественно, дороже, рассчитаны на состоятельных пассажиров и
соответственно, места в салонах первого класса оборудованы намного
комфортабельнее чем в 2 и 3. Но у компании сложилась ситуация, когда
билетов 3-го и 2-го класса на всех желающих не хватало, а места первого
– пустовали. Из-за цены. Естественно, пассажиры, которые хотели
пролететь третьим классом, не станут лететь в том же самолете первым,
за цену которая намного выше. Но и если они не полетят вообще, компания
потеряет даже те деньги, которые они могли бы заплатить по минимуму.
Решением послужило продавать пустующие дорогие места по цене 2-го и
3-го классов, что в итоге значительно увеличило доходы фирмы. Ведь
теперь самолеты летали всегда заполненными и деньги не терялись.
Вот этой идеей я и рекомендую вам руководствоваться в «сложных» случаях.
Но в то же время должны существовать пределы, ниже которых не следует
браться за работу. Нужно все-таки уважать себя, свой труд и свое время,
и не работать «забесплатно». Определите сами два передела, нижний и
верхний, – сколько минимально стоит ваше время, и сколько максимально
вы хотели бы получать за свою работу (я понимаю что многие улыбнутся и
скажут: «верхнего предела не существует!» – но в этом случае не
удивляйтесь, если часто начнете терять заказы, или вообще их не
находить).
Далее начинайте обсуждение стоимости ваших услуг с верхнего предела, и
если клиент испытывает затруднения в принятии решения, снижайте его до
минимального.
Кстати, с ростом вашего профессионализма верхний предел может естественным образом повышаться, в разумных пределах.
Но вообще тут нужно так называемое «чутье», оно или присуще кому-то изначально, или приходит с опытом. Удачи!
4. Элементарное правило – не гонитесь за двумя (или более) зайцами.
* Поправка – если не уверены, что сможете их всех изловить.
Есть такая поговорка – “То пусто, то густо”. Лично я с ней встречался
на первых порах довольно часто, когда еще не было никакого портфолио, и
не было опыта – в этом случае найти заказ, как известно, очень трудно.
Так вот, это то самое “пусто”, когда вы сидите без работы, на ваше
резюме никто не реагирует, на ваши письма не отвечают, и т.п.
И тут вдруг (после опубликования какой-либо удачной работы,
качественного скачка в вашем профессиональном росте или просто Фортуна
повернулась к вам лицом) – вдруг заказы появились – и не один, а сразу
много.
Не пытайтесь взяться сразу за все, если не уверены, что сможете успеть
их все осуществить за положенное время. Это правило старо как мир, и
оно всегда работает. Поэтому реально смотрите на свои возможности, и
действуйте исходя из них, а не из стремления охватить сразу всю сферу в
которой вы трудитесь, или заработать все существующие деньги.
Хотя в случае, если вы уверены, – действуйте. Иногда даже стоит
рискнуть и повысить напряженность своего режима работы, если
испытываете в этом потребность. (например я – работоголик, такую
потребность иногда испытываю). Если все получится, возрастут и ваши
возможности. Но никогда не стоит ускоряться в ущерб качеству.
Недостаточно прийти к выводу «я успею», нужна оценка «я успею сделать это хорошо».
В качестве примера приведу снова себя – в одно время я делал одну
работу в течение двух недель-месяца – через два месяца я делал тот же
объем за один-два дня, причем качество работ значительно возросло.
Кстати, в то время как я пишу эти строки, у меня есть четыре больших
заказа, три из них находятся на определенных стадиях
выполнения/завершения, четвертый пока оговаривается. Написание данной
статьи я избрал как один из способов отдыха от их выполнения.
5. Не поддавайтесь соблазну.
Элементарное, и одно из первых правил работы с клиентом – честность.
Причем речь даже не идет о том, чтобы вы «не обманывали» клиента – это
само собой разумеется, и даже упоминать об этом не стоит. Речь идет о
другом – я советую вам не злоупотреблять возможной некомпетентностью
обратившихся к вам людей.
Если вам предложил работу человек в Интернете
новый, не знающий тех или иных особенностей, требований, предъявляемых
к какому-либо продукту вашего творчества, не спешите по-детски
радоваться. Да, человек может не знать, что сайт фиксированной ширины в
1000 пикселов придется смотреть с горизонтальным скроллингом на
мониторах с 800*600 разрешением. Или что «тяжелый» флеш без лоадера
отпугнет добрую половину посетителей. Он может не потребовать
оптимизировать графику на сайте, не спросит с вас чего-то еще. Но
вам-то хорошо известны многочисленные нюансы вашей работы.
И потратьте положенное на них время, что в итоге избавит вашего клиента
от проблем с вашим детищем, а вас от проблем с вашей репутацией.
Ведь все тайное становится явным, и на несовершенство работы всегда
могут указать «сердобольные» посетители, а новые клиенты увидят это же
сами в вашем портфолио.
6. Уважение.
Ну, это элементарно. Не стоит наверное и упоминать, но все же, вот,
упомянул. Конечно я не буду писать фразу «клиент всегда прав», я напишу
«клиент всегда прав, кроме случаев, когда он не прав», такие бывают. Но
в остальном, не забывайте, это люди, благодаря которым вы имеете
возможность заниматься любимым (надеюсь) делом, да еще и получать за
это деньги. В принципе тут у меня все.
7. Деньги – до или после?
Вопрос, который наверное волнует многих, особенно тех, кто сталкивался
с т.н. «киданиями». Сам я с ними раньше вплотную сталкивался, но сейчас
этот вопрос меня мало беспокоит. Разве что я несколько осторожен с
новым заказчиком, но и то, лишь условность. Разумным подходом к порядку
оплаты вполне может быть 50% до начала работы и остальные после сдачи
проекта.
Т.е. самый обыкновенный аванс. У меня бывали случаи, когда
предоплаты не было совсем (если клиент не первый раз с вами работает,
то это вполне нормально) или предоплата была 100% (такое было и в
случаях, когда работали впервые – здесь большую роль играет портфолио и
впечатление которое вы производите. Как вариант – ваша репутация, если
о вас «наслышаны»). В остальном – к примеру настойчивое требование
срочно перевести вам деньги сразу, иначе в не будете ничего делать
говорит в основном о вашей неуверенности в своих силах, что, возможно
клиент не захочет платить за то, что вы сделаете.
Это возможно когда у
вас нет портфолио или опыта или того и другого, – тогда и клиент не
торопится делать перевод и вы нервничаете. Тут выход один – расти,
работать, учиться. Если же вас настойчиво преследует мысль о том, что
клиент получит работу и “испарится”, умейте ее защищать. Если это флеш,
поставить защиту несложно. Если это картинки, пишите на них “демо”,
если хтмл – высылайте скриншоты.. и т.д. Но опять же, все это вопрос
вашего мысленного настроя. Если вы будете спать и видеть что вас кто-то
вот-вот кинет, то поверьте, рано или поздно это обязательно случится, а
может даже войдет в привычную схему. Так что позитивное мышление вам в
руки, и все получится.
8. «Хочу как здесь»
Часто встречающаяся просьба клиента. С одной стороны так даже удобнее,
поскольку нельзя в точности знать что от вас хотят получить, можно
потратить несколько дней на корпение над мелкими элементами эскиза
hi-tech стилизованного сайта, например, а в итоге окажется, что нужно
было что-то совсем противоположное. Когда же клиент показывает пару URL
с сайтами, которые ему нравятся, тогда сразу «ага», ясно, можно
бодренько приступать к работе. Но это плюс.
Минус – когда клиент хочет
иметь на сайте «один в один», «копию», и т.п. или указывает на
конкретные детали, которые могут являться чьим-то ноу-хау, или
свежесозданным стилем. Тут стоит убедить клиента в том, что
клонирование чужих идей это не есть хорошо, и предложить что-то пусть
похожее, но тем не менее, новое.. Уловите настроение показанной работы,
плюсы и минусы, и сделайте нечто новое – вполне возможно что у вас
получится даже лучше, и все будут довольны. Волки насытятся а овцы
уцелеют.
Если же клиент упрямо настаивает, я думаю, есть смысл отказаться от
такой работы, если конечно для вас в приоритетах самоуважение стоит
впереди гонорара.
9. Нашей песне наступили на горло?…
Для меня эта проблема была очень актуальна, еще до того, как я «попал»
в Интернет. И долгое время после того, как попал. Я имею в виду
несовпадение взглядов клиента и исполнителя по тому или иному вопросу.
Взглядов и вкусов... о которых, собственно, не спорят...
У каждого человека свой «тоннель реальности» и у каждого свои
представления о гармонии и красоте. У кого-то они сходятся, и если Ваши
представления совпадают с представлениями заказчика, – очень хорошо, у
вас не должно быть никаких проблем.. Но бывает и так, что они очень
различаются, и тут уже все зависит от вашего отношения.
Клиенту может нравиться то, что кажется вам верхом безвкусицы,
нарушением всех законов композиции, цвета и т.п. Он прислал вам свой
любимый логотип, от которого он просто в восторге, а вы «смотреть на
него спокойно не можете», и вообще вам «становится плохо». И как «ЭТО»
вставлять в мой красивый супер стильный приятный дизайн? «Оно» же все
испортит!...»
Ну понятно, что вы никогда не стали бы вот этот цвет совмещать вот
с этим, непропорционально растягивать, криво наклонять и обводить такой
толстой рамкой. Вы абсолютно правы, вас никто и не заставляет, когда
речь идет о ваших личных проектах, – но в данном случае это проект
клиента, и он хочет получить то, что нравится ему, а не вам. Это его
сайт (заставка, баннер, программа, буклет..) и он таким его
представляет, так он хочет показать лицо свой фирмы, при чем здесь ваши
представления? Поэтому не этот самый логотип нужно подстраивать под
ваше творение, а наоборот, на его основе и строить свою работу.
Особенно в случаях, когда у клиента это лого уже пару лет красуется на
всех визитках, бланках, буклетах, автомобилях, и, к примеру, на
неоновой вывеске возле входа в офис.
Конечно, если клиент сам не уверен в предоставляемом материале, или же
материал не имеет пока своей истории, а появился на свет недавно с
чьей-то легкой, но непрофессиональной руки, то Вы можете попытаться
переубедить его и представить лучший вариант. Но делать это нужно мягко
и уважительно.
Если убедите – честь вам и хвала, ну а если нет, – покажите, на что вы
способны, и себе же на удивление, сделайте так, что в совокупности с
вашим дизайном, этот «ужасный» логотип будет смотреться вполне прилично.
Будет приятно и вам и заказчику.
10. «Мимо портфеля»
Вот еще один момент, который хочу вскользь упомянуть. Если вы, к
примеру, дизайнер, и делаете, к примеру сайты, то не факт, что к вам
будут приходить только представители компаний, не имеющих к дизайну
никакого отношения, которым прямая дорога к таким как вы,
профессионалам. К вам также могут прийти фирмы или студии, которые сами
занимаются или собираются заниматься тем же, чем и вы.
Но что интересно, некоторые из таких фирм порой заказывают свои сайты у
сторонних специалистов, что на первый взгляд немного странно. Т.е. как
это, мол, студия которая делает сайты, не может сама себе его сделать,
парадокс? Однако нет. Если есть человек, у которого хорошо развита
жилка бизнесмена, есть чутье, профессионализм и те же финансы, он
вполне может открыть студию дизайна, сам в дизайне ничего не понимая. И
тогда нет особой разницы, делал сайт этой студии человек, нанятый для
работы в офисе, или вообще посторонний, не работающий в этой фирме.
Вполне возможно даже, что с вами будет постоянно на такой основе
работать, если оправдаете доверие.
Так вот. Такой клиент может
попросить вас не выкладывать сделанный для его студии сайт в портфолио,
поскольку кто-то может косо посмотреть и озвучить ту же мысль «ну что
это за студия, сайт которой делал некто Петров, а не сами..?». Хотя
некоторых эта мысль не беспокоит, далее будет видно почему. Если
беспокоит – нам это, согласитесь, невыгодно. Что-то делать не в
портфолио я, например, берусь неохотно. Поскольку портфолио – это залог
будущих заказов. И если в нем ничего нет или оно не пополняется, то на
основе чего новый клиент сделает вывод, что с вами можно работать?
Поэтому я в таких случаях предлагаю компромисс (а у меня такие случаи
сплошь и рядом) – то, что сделано непосредственно для самой студии, мы
в мое портфолио не «кладем», а работы с этой фирмой для клиентов
пришедших через нее – да. В этом случае на чьи-то возмущения – «почему,
мол, это лежит тут и вот тут, разные фирмы, работа одна?» – можно
ответить: «потому что вот этот человек работает вот с этой фирмой»,
тогда все объясняется. В принципе так же можно объяснять и присутствие
в вашем портфолио чьих-то представительств, когда клиент не против
этого присутствия. В моем портфолио вы можете такое встретить. А
некоторых работ никогда там не увидите. В общем, золотая середина.
Публикация данной статьи возможна только при наличии ссылки на источник: www.homebusiness.ru
|