Мы всегда вам рады


Учимся у народа Печать E-mail
Автор Pola   
 
В музее «Царицыно» открылась выставка «Традиции фольклора и наива в современной культуре», где на примере десятков экспонатов устроители намерены доказать, что праздничное сознание и эстетика народного балагана правят искусством и в наши дни.
 

ЦАРИЦЫНО - дворцово-парковый ансамбль (с 1960 в черте Москвы). Строился (1776-85) В. И. Баженовым в архитектурных формах, основанных на переработке мотивов древнерусского зодчества и готики (Оперный дом, Хлебный дом, мосты, ворота).По преданию, Михаил Иванович Глинка обронил как-то фразу: «Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Если на самом деле он и не говорил ничего подобного, то все равно похоже на правду: в последние два столетия высоколобым творцам было свойственно апеллировать к истокам, под коими понималась креативность широких масс.
 
Согласно этой логике, всякое произведение искусства, сколь бы оригинальным и замысловатым оно ни казалось, непременно содержит в себе те или иные черты безымянного народного простодушия. Или вспомнить еще Карла Юнга, который в любой творческой деятельности мог обнаружить признаки архетипа и коллективного бессознательного.

Получается, что демиурги всех мастей своему личному таланту и вдохновению обязаны от силы наполовину, а остальное – пожалуй, самое важное – следует отнести на счет кладезя народной мудрости.

Намеренно огрубляем предпосылки, чтобы стала понятнее идея царицынской выставки. Вообще-то в этом музее не первое десятилетие культивируется наивное искусство и даже собрана обширная его коллекция.

 
Но на сей раз здесь показывают не работы Павла Леонова, Кати Медведевой и прочих самородков, а опусы вполне профессиональных авторов, многие из которых входят в число национальных или международных знаменитостей.
 
 
Их творения могли бы оказаться в едином выставочном пространстве по многим другим поводам, однако нынче предъявлен именно такой – «традиции фольклора и наива». В рамках летнего фестиваля коллекций современного искусства, учрежденного ГЦСИ, в царицынских залах собраны экспонаты, будто бы «аранжирующие» народные первообразы.

При беглом осмотре все так и выглядит: здесь царят добродушие, незамысловатая ирония, подчеркнутая рукодельность. Чем не наив?

Однако не стоит путать форму с содержанием. В большинстве случаев фольклорный стиль переосмыслен или попросту имитирован ради собственных авторских задач. Иной раз до народной традиции вообще не докопаться из-за толстого «культурного слоя». Именно этот слой и не позволяет воспринимать увиденное как нечто бесхитростное и по-настоящему почвенное.

Вернее так: у целого ряда авторов имеется установка на предельную искренность (назвать хотя бы излюбленную Ириной Затуловской живопись по старинным дверным створкам и кровельному железу или проникновенные инсталляции Леонида Тишкова), но за этой искренностью все равно проглядывает сильная авторская индивидуальность.

Другие представленные художники берут манерой, концептуальным приемом, вложенным подтекстом – короче говоря, всем тем, что в подлинном фольклоре обычно отсутствует.

Например, в фотографической серии «Аманда в виде Мэрилин» знаменитого американца Дэвида Лашапеля можно усмотреть, конечно, опосредованное влияние раскрашенных массовых открыток из прошлого столетия, но куда очевиднее пародийный намек на Энди Уорхола. А на фотографии не менее известного японца Ясумасы Моримуры вычитывается откровенный отсыл к гравюрам Франсиско Гойи: здесь дамы тоже носят стулья на голове, автор же вслед за великим испанцем сообщает, что «это в моде».

Ну какой тут фольклор, помилуйте. Или взять «Шахматы» британца Пола Маккарти (не путать с экс-битлом), представляющие собой комплект бытовых предметов, расположенных на клетчатой доске, – это типичная постмодернистская реплика по поводу реди-мейдов. Вспомнить что-нибудь менее наивное довольно сложно, пусть даже к названным опусам легко приклеить мысленную этикетку «фолк-авангард».

Прославленные иностранцы, впрочем, едва ли догадываются, что их работы иллюстрируют нынче в России какую-то кураторскую идею:
все упомянутые опусы позаимствованы из коллекции московского «возвращенца» Гари Татинцяна. Преобладают же на выставке произведения наших соотечественников. Целый зал отведен под проект «Русский трофей» Александра и Ольги Флоренских: бывшие митьки беззлобно, но с подковыркой интерпретируют культ милитаризма.

Обильно представлены соц-артисты – Леонид Соков, Александр Соколов, Ростислав Лебедев. Не обошлось и без вечно фиглярствующих «Синих носов» с их популярным циклом «Видео на коленке». Масштабные карнавальные фантасмагории на холстах Натты Конышевой соседствуют с псевдопасторалями Гоши Острецова, проволочная мебель от Ани Желудь пристроена неподалеку от «нью-вэйва» Георгия Литичевского…

Словом, список авторов длинный, работ много, коннотаций и вовсе не сосчитать, но все это несколько кривовато соотносится с заявленной темой.

Пожалуй, у тех же самых художников можно было бы найти вещицы, куда более подходящие к случаю, – так ведь искать же надо, что совершенно не по сезону. В общих чертах устроители с задачей справились, а на недовольных все равно не угодишь – впечатление приблизительно такое. Народная мудрость: зачем делать лучше, если и так хорошо.
 
Публикация данной статьи возможна только при наличии ссылки на источник: http://www.gazeta.ru
 
« Пред.   След. »

Мысли и слова великих людей

 
Один лишь не может ничем побежден быть желудок Жадный, насильственный, множество бед приключающий смертным. /Гомер/

Самое интересное на сайте


Богатство
Психовирус
Радость
Концепция
Фриланс
Мудрость
Шоубизнес
Форекс
Безопасность

Полезно знать


Онлайн бизнес

Онлайн бизнес Данный раздел сайта посвящён именно онлайн бизнесу. Только здесь вы получите быстрый доступ к последним и наиболее эффективным способам заработка в сети Интернет.

Бизнес идеи

Бизнес идеи Здесь вы сможете найти самые важные статьи о том как начать и развить свой бизнес в сети Интернет. Создание  бизнеса приносящего стабильный доход станет реальностью.

Оптимизация сайта

Оптимизация сайта SEO оптимизация – это определенный тип создания и редактирования текстов для web - сайтов. И знание этих секретов крайне важно для ведения бизнеса в интернете.

Удалённая работа

Удалённая работа Этот раздел сайта призван помочь тем, кто решил научиться вести бизнес в сети самостоятельно. А вот от того, как вы распорядитесь этими знаниями, будет зависеть ваш заработок.