Мы всегда вам рады


Параграф 04-11. В праздник по ТВ идёт всё, что противоречит идее единения Печать E-mail
Автор Пола   
 
Нации нужны визуально впечатляющие иллюзии. Но теперь доля активного физического участия индивида в глобальных гражданских решениях не видна. Не про выборы же в Госдуму блокбастеры снимать.Чтобы отучить народ праздновать красный день календаря, то есть 7 ноября, День Октябрьской революции, у нас учредили по соседству 4 ноября — День народного единства.

Развёрнутой культурной программы под эту новую дату не существует, во всяком случае на телевидении. Поэтому не так просто понять, что именно празднует нация с помощью телеящика.

Попытаемся рассмотреть концепции, предлагаемые телевидению, и концепции, которое в ответ выдаёт оно само.

Идея народного единства конкретизируется как победа Минина и Пожарского над польскими захватчиками в начале XVII века и преодоление Смутного времени.

Иными словами — выход из внутреннего кризиса с помощью борьбы против внешнего врага.
 
 
Концепция, быть может, весьма разумная и даже учитывающая ментальность нации. Однако несвоевременная. Никого не интересует сейчас вся та далёкая Смута.

Многие до сих пор не в курсе, какое именно единение нации ставится в пример 4 ноября. Сегодняшние мозги не ориентированы на восприятие того исторического периода.

Художественное мышление — тем более. Вряд ли нынешнего зрителя всерьёз захватит кинополотно «Минин и Пожарский» Всеволода Пудовкина («Культура», 10:30), снятое к 1939 году.

Первый канал пускает в дневной эфир совершенно провальный блокбастер «1612» Владимира Хотиненко, а праздничным вечером ставит «Возвращение мушкетёров».

У Хотиненко нам пытаются косноязычно визуализировать то ли авантюрный сюжет, то ли даже фэнтези с кучей неисторических персон.

Никакого народного единства, равно как и вообще истории и народа, там не завалялось даже в самых третьестепенных линиях. Авантюрное сознание по определению индивидуалистично.

«Возвращение мушкетёров», тоже художественно провальное, хотя бы российской истории не затрагивает, а эксплуатирует прошлое милой кровавой Франции.

Фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича опять же не про согласие, а про раскол дворянства на враждующие партии. Если там и есть согласие, то уж скорее дружеское и поколенческое.

У мушкетёров каким-то образом ухитрились вырасти дети , и не совсем пропащие. Партия же мушкетёров, в принципе, — это партия интересов королевы, а не партия интересов нации или государства.

Официальную теорию праздника не воплощает и «Тарас Бульба» Владимира Бортко (РТР, 21:00). Там казаки начинают с потребности «погулять», то есть повоевать, что не нуждается на самом деле ни в каких глобальных мотивациях и целях.

К этой потребности подвёрстывается ненависть к полякам, а также реакция на их очередной разбой. Православная вера тут лишь символ самостийности Сечи, не желающей подчиняться польским панам. Война казаков с поляками нерелигиозна и неполитична.

Это война национально-человеческой сообщности казаков с представителями чуждой им другой нации. Как кино о судьбах воинственных личностей, о разновидностях менталитета воина «Тарас Бульба» годится . Как кино в тему и к празднику согласия — по меньшей мере странно.

Теперь о том, что мы имеем на ТВ вне прямой связи с официальной концепцией.

Неофициальная кажимость.
Чудится, что снова отмечают революцию, только как-то непонятно. Преамбулой праздника была конкуренция «Исаева» на РТР и «Адмирала» на Первом.

«Исаев» был не за красных и не за белых. «Адмирал» — за белых. Советские кинохиты изначально не могли быть за белых. Постсоветские сериалы и блокбастеры принципиально не могли быть за красных.

И в «Гибели империи», и в «Докторе Живаго» революция и революционеры представлены хуже некуда. Пытаться увидеть в красных не монстров после крушения СССР как-то неприлично. А вот смотреть на благородных большевиков в советском кино — нормально и адекватно.

Парадокс заключается в том, что на протяжении уже многих постсоветских лет куча праздничных дней ознаменовывалась на ТВ именно советскими хитами про хороших и успешных красных. Кто не любит «Неуловимых мстителей» или «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Рождённых революцией» или «Адъютанта его превосходительства»?

У нас разлюбили результаты революции. Но не разлюбили революционную романтику. Потому в массе своей телезритель готов смотреть по сотому разу «Опасные гастроли».

Поэтому, скажем, Никита Михалков мог очень цветисто снимать «Рабу любви» и «Свой среди чужих…», что не мешало ему потом с придыханием говорить о царе и царизме.

Народу пытаются привить любовь к белым — затрудняюсь сказать, с каким результатом. Но интерес и сочувствие к ним у нас были и прежде.

Сталин мог любить «Дни Турбиных» по идеологическим соображениям. А народ любил и любит это произведение по эстетическим соображениям.

Когда много красивых, умных, воспитанных и благородных людей собираются вместе и переживают общественный хаос, это приятное зрелище. Поэтому телезритель любит и экранизацию булгаковского «Бега» Александра Алова и Владимира Наумова.

Революция 1917 года уже давно переведена у нас в статус романтической экстремальности, которая ценна своей героикой, своим драматическим напряжением.

Вот и получается, что позиции за красных и против них, за белых и против них — эстетическая условность. И питается эта условность потребностью нации иметь перед собой какие-то интересные, увлекательные события из большой истории, из тех времён, когда жить было любопытнее, чем сейчас.

Когда будущее страны ещё только решалось и решение это повлияло на нас всех впрямую, в отличие от эпохи Смуты. Решалось будущее в 1917 году при непосредственном участии масс — и видно, как это происходило.

Пускай такова иллюзия. Но нации нужны визуально впечатляющие иллюзии.

А теперь доля активного физического участия рядового индивида в глобальных гражданских решениях не видна. Не про выборы же в Госдуму блокбастеры снимать. Сегодняшний мир сводит с ума и вгоняет в тоску бестелесностью и дистанционностью политических событий.

Революционная тема противоречит празднику 4 Ноября тем, что культивирует идею гражданского раскола как способ избавления от тоски и апатии.

Благодаря той революции нам до сих пор менее скучно и противно жить сейчас. Нехорошо получается с официальной точки зрения.

Может, это где-то заметили, а поэтому ни 4 октября, ни даже 7 ноября сего года наше государственное ТВ практически не ставит в эфир ни одного фильма на революционную тему. И это бросается в глаза, поскольку противоречит традиции прежних лет.

Революцию на ТВ «поприжали», зато послереволюционные времена поданы в изобилии.

Аберрация. Из разговоров с соседями и знакомыми знаю, что у некоторых держится стойкая уверенность, будто «Место встречи изменить нельзя» — про конец гражданской войны. И «Ликвидация» Сергея Урсуляка — тоже из того времени.

«Место встречи» РТР запускает нон-стопом с 06:45 и до 14:00 в праздничный день. «Ликвидация» уже началась накануне.

Оставив на другой раз рефлексии о художественности обоих сериалов, отмечу, что они удивительно ярко демонстрируют полное отсутствие народного согласия даже к финалу Великой Отечественной.

Ни сталинский уклад, ни столкновение с грозным внешним врагом не избавило нацию от подлецов и негодяев, от воров и спекулянтов, от очень неблагородных разбойников.

И это не единицы, а целые теневые слои советского общества. Поучительное кино в контексте праздника 4 Ноября, ничего не скажешь.

Главный шарм подобным фильмам придают амбивалентные образы борцов с социальной грязью. Герой Владимира Высоцкого — сама харизматичность.

Героя Владимира Машкова некоторые сравнивали с Шараповым. Однако дело не в том, кто лучше играет или какой образ более впечатляюще сделан.

Дело в том, что с помощью таких брутальных героев нация ещё и ещё раз подтверждает, что не верит в мирные интеллигентные и стопроцентно корректные способы искоренения преступности.

Это не мешает тем же зрителям жалеть преступников — искусство тем и сильно, что позволяет людям отрешаться от прагматики и даже здравого смысла.

Добро должно быть с кулаками, с револьвером и без белых перчаток, символизирующих избыточно чистую совесть. Тогда и вор будет сидеть в тюрьме, тогда будет и согласие.

Эта идея, охотно транслируемая телевидением для психологической компенсации, очень мила сердцам россиян, измытаренных социальной несправедливостью и бессилием закона. Комментировать соотношение данной идеи с означенным праздником, думаю, излишне.

Для тех, кто считает единственно актуальным и достойным обращение к Великой Отечественной войне, идёт шпиономанский «Последний бронепоезд» (ТВ-3, 15:15) или «Горячий снег» («Звезда», 19:30).

Наконец, развлекаловка. Жаворонкам — вечные «Пираты ХХ века» (РТР, 05:10) или недавняя криминальная абстракция «Обратный отсчёт» (РЕН ТВ, 08:20).

Совам — «Дети шпионов — 3» (СТС, 22:00), «Наварро» («Звезда», 04:15). Центристам — концерт Иосифа Кобзона (Первый, 18:10) или «Параграф 78» (НТВ, 22:25), который уничтожает уважение к любой дате одним присутствием в линейке программ.

Идеологии и идеологемы развеиваются в прах, когда они не поддерживаются художественным идеологическим продуктом. Если идея праздника не укладывается в кино и телекино, это означает, что она не укладывается в сознание нации.

А потому для многих наиболее актуальным и волнующим оказывается футбол: «Рубин» — «Барселона». Праздник же в своей невнятности грозит стать «Параграфом 04-11» или перефразированной цитатой самого классичного из классиков марксизма: «Ваше представление о единстве? Война!»


Екатерина Сальникова 
 
Публикация данной статьи возможна только при наличии ссылки на источник: http://www.chaskor.ru
 
« Пред.   След. »

Мысли и слова великих людей

 
Опыт - это не то, что происходит с человеком, а то, что делает человек с тем, что с ним происходит. /О. Хаксли/

Самое интересное на сайте


Богатство
Психовирус
Радость
Концепция
Фриланс
Мудрость
Шоубизнес
Форекс
Безопасность

Полезно знать


Онлайн бизнес

Онлайн бизнес Данный раздел сайта посвящён именно онлайн бизнесу. Только здесь вы получите быстрый доступ к последним и наиболее эффективным способам заработка в сети Интернет.

Бизнес идеи

Бизнес идеи Здесь вы сможете найти самые важные статьи о том как начать и развить свой бизнес в сети Интернет. Создание  бизнеса приносящего стабильный доход станет реальностью.

Оптимизация сайта

Оптимизация сайта SEO оптимизация – это определенный тип создания и редактирования текстов для web - сайтов. И знание этих секретов крайне важно для ведения бизнеса в интернете.

Удалённая работа

Удалённая работа Этот раздел сайта призван помочь тем, кто решил научиться вести бизнес в сети самостоятельно. А вот от того, как вы распорядитесь этими знаниями, будет зависеть ваш заработок.