6 октября 2009 г. в Москве пройдут переговоры премьеров РФ и Белоруссии Владимира Путина и Сергея Сидорского.
Белорусские власти не скрывают, что главная тема встречи — выделение Минску последних 0 млн из одобренного ранее двухмиллиардного российского кредита.
Однако перед приездом господина Сидорского глава Минфина РФ Алексей Кудрин заявил, что Россия не станет кредитовать белорусскую экономику.
Сегодняшние переговоры Сергея Сидорского и Владимира Путина вряд ли будут легкими для белорусской стороны.
Негативный фон перед этой встречей создал президент Белоруссии Александр Лукашенко, который в конце прошлой недели обрушился на российского премьера с громкими обвинениями, заявив, в частности, что именно господин Путин срывает интеграционные процессы между двумя союзными государствами.
После выступления белорусского лидера наблюдатели в Минске даже прогнозировали отмену командировки Сергея Сидорского в Россию.
Однако эти слухи один за другим опровергли пресс-секретари белорусского и российского премьеров Александр Тимошенко и Дмитрий Песков.
"Все остается в силе. Во вторник Сергей Сергеевич (Сидорский.— "Ъ") будет в Москве и встретится с Путиным",— заверил вчера "Ъ" господин Тимошенко.
Пояснить, о чем именно собираются поговорить два премьера, он отказался, отметив лишь, что "они обсудят вопросы двустороннего сотрудничества, а подробности появятся после переговоров".
Пресс-секретарь премьера РФ Дмитрий Песков, в свою очередь, заявил, что договоренность о встрече господ Путина и Сидорского остается в силе.
"По инициативе белорусской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина и Сергея Сидорского.
Стороны обсудили торгово-экономические отношения двух стран, а также условились провести рабочую встречу в Москве 6 октября",— заявил Дмитрий Песков.
Комментировать выпад господина Лукашенко в адрес своего шефа господин Песков наотрез отказался. "Владимир Путин знаком с высказываниями президента Белоруссии, но реагировать на них не будет",— заявил "Ъ" пресс-секретарь российского премьера.
Подобное поведение господина Путина соответствует той установке, которую он дал российским чиновникам в разгар июньской "молочной войны" с Белоруссией.
Тогда Александр Лукашенко тоже выступал с разоблачениями российской власти, публично заявив, что Москва, во-первых, грозила перестать покупать белорусское молоко, если Минск не отдаст свои молокоперерабатывающие заводы, а во-вторых, шантажирует его, требуя признать независимость Абхазии и Южной Осетии, обещая в этом случае дать кредит в $500 млн.
Эти обвинения в тот раз остались без ответа. Более того, на одном из заседаний правительства РФ господин Путин учил своих подчиненных не обращать внимания на поведение президента Белоруссии.
"Я воспитывался на ленинградской улице,— сказал премьер.— И у нас во дворе в таких случаях говорили: кто как обзывается, тот так и называется".
Судя по всему, Владимир Путин и сейчас не намерен реагировать на заявления белорусского лидера, по крайней мере публично.
Правда, неофициально российские чиновники, курирующие в правительстве и в МИДе отношения с Белоруссией, усматривают в поведении господина Лукашенко попытку вбить клин между премьером и президентом РФ.
Причем далеко не первую. Собеседник "Ъ" в МИД РФ напомнил, как во время сентябрьского визита в Литву господин Лукашенко намекал на конфликт между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, заявляя о "сложных внутриполитических конфигурациях" в России и "подводных течениях" в Кремле, которые лишь "иногда выскакивают на поверхность".
"Ему почему-то кажется, что между Путиным и Медведевым тлеет конфликт. И он пытается на этом играть. Он это делает не только публично, но и во время двусторонних контактов. Просто жалуется Медведеву на Путина",— рассказал "Ъ" участник нескольких раундов переговоров президентов РФ и Белоруссии.
Между тем российский ответ на выпад Александра Лукашенко все-таки последовал. Его вчера утром огласил глава российского Минфина и убежденный противник кредитования белорусской экономики Алексей Кудрин.
Он сообщил, что Москва не собирается выделять Минску последний транш в $500 млн из кредита в $2 млрд ($1,5 млрд белорусские власти уже получили), а также не предоставит Украине запрошенный ею кредит в $5 млрд.
"Пока мы не рассматриваем продолжение кредита Белоруссии. На двусторонней основе не предоставим",— заявил господин Кудрин.
Примечательно, что при этом глава Минфина рассказал о планах правительства РФ ссудить деньгами Софию и Белград.
По его словам, сейчас рассматривается возможность выделить кредит Болгарии в €3,8 млрд на строительство АЭС "Белене", а также помочь Сербии с покрытием бюджетного дефицита и финансированием ряда инвестиционных проектов.
Алексей Кудрин и ранее высказывался против кредитования Белоруссии, намекая на то, что прежде белорусским властям следует обосновать необходимость получения денег и убедить российскую сторону в том, что они смогут расплатиться.
Очевидно, доказательства платежеспособности показались господину Кудрину неубедительными. Во всяком случае, собеседники "Ъ" в Минфине объяснили нежелание кредитовать Белоруссию сомнениями в том, что Минск сможет вернуть долги.
"Внешнеторговый дефицит Белоруссии в январе—июле этого года составил более $4 млрд. Объем их золотовалютных резервов поддерживается на уровне $3 млрд. только за счет внешних кредитных ресурсов,— пояснил "Ъ" собеседник в Минфине РФ, знакомый с финансовым положением Белоруссии.
— При этом Минск рассчитывает получить до конца года от МВФ около $2 млрд и одновременно просит деньги у нас. Такая гонка за внешними заимствованиями ставит под сомнение способность вернуть в будущем российские кредиты".
Несмотря на заявление Алексея Кудрина, в Минске все же рассчитывают, что по итогам переговоров с Владимиром Путиным господин Сидорский увезет из Москвы заветные $500 млн.
"Белоруссия продолжит переговоры с Россией о получении $500 млн кредита,— заявил вчера белорусским СМИ министр финансов Белоруссии Андрей Харковец.
— Договоренности о том, что РФ предоставит кредит, не сняты. Наше обращение было, и подходов своих мы пока не меняли".
Так или иначе, но после того, как господин Лукашенко высказал все, что он думает о Владимире Путине, Сергею Сидорскому сегодня нужно будет очень постараться, чтобы уехать на родину не с пустыми руками.
Тем более что в Кремле припасли целый список невыполненных белорусскими властями обещаний. Причем как политических вроде непризнания Абхазии и Южной Осетии, так и экономических.
Наиболее значимые из них касаются топливно-энергетической сферы. По словам источника "Ъ" в администрации президента РФ, еще в апреле стороны договорились активно сотрудничать на этом направлении.
А в июне белорусской стороне был направлен соответствующий план действий, который с российской стороны готовил вице-премьер Игорь Сечин.
В нем идет речь о крупных инвестиционных проектах в газовой, нефтяной и газохимической промышленности и участии российских компаний в приватизации НПЗ "Нафтан", "Гродно Азот" и других. "В Минске это план положили под сукно. Никакого движения нет",— посетовал собеседник "Ъ".
Неудивительно, что эксперты весьма пессимистично оценивают шансы Сергея Сидорского договориться с российским коллегой.
К примеру, руководитель Научно-исследовательского центра имени Мизеса Ярослав Романчук полагает, что Россия и Белоруссия стоят на пороге новой торговой войны.
"Белорусская сторона придерживалась своей любимой тактики — взять кредиты, которые не возвращаются, и пускать их на поддержку бюрократии, силовиков и социальные программы. Но в Москве потакать этому больше не желают.
Отныне цены на российские углеводороды вряд ли будут соответствовать желаниям Минска, а с кредитами можно и вовсе прощаться",— убежден господин Романчук.
Владимир Ъ-Соловьев; Максим Ъ-Коновалов, Минск
|